16 декабря 2018 года староверы-поморцы северного города Енисейска Красноярского края получили возможность соборной молитвы в помещении новой Свято-Никольской Церкви, которую освятил духовный наставник Красноярской Древлеправославной поморской общины о. Иоанн Иоаннович Корсаков.
Истоки старообрядческой общины поморского согласия в Красноярском крае уходят в глубокую древность. Известно, что к началу ХХ века в Красноярске действовал деревянный моленный дом староверов-поморцев. В советские годы моленная была закрыта, служители подверглись гонениям и репрессиям. Община вынуждена была уйти в глубокое подполье, поморцы молились в частном доме, исключительно по ночам и с закрытыми окнами. Отдельные семьи и группы староверов-поморцев проживали также во многих местах Красноярского края, в Енисейске, Лесосибирске, Канске, Дивногорске, Минусинске, особенно много их было в южных районах края.
Исторически в деревнях Быстрой Тесинской волости и Таскиной Сагайской волости Минусинского уезда Енисейской губернии проживали представители поморского толка. Описания поморцев содержатся в донесениях священника Кочергинской Вознесенской церкви Иоанна Токарева в духовную консисторию о деятельности раскольников деревни Таскино и переписке по этому вопросу (70-е гг. XIX в.). В ней отмечалось, что крещение младенцев и совершение браков у староверов поморского толка исполняли наставники, имена наставников поморцы от властей скрывали. Для молитвословий собирались в одном месте, причем всегда присутствовал один из наставников. Эти собрания были многочисленными, особенно в великие праздники и в Великий пост. Помещения, в которых происходили моления, запирались и охранялись караульными, чтобы не могли проникнуть посторонние.
Основной духовный центр был в г. Красноярске. До 1970-х годов наставником поморской общины в Красноярске служил Феоктист Федорович, после него — Леонтий Иоаннович Сорокин. С начала 1980-х службу стали вести женщины, община стала сокращаться, и к началу 2000-х годов осталась совсем небольшая группа. Однако дело Божие не предалось забвению, старые люди сохранили живую веру для своих детей и внуков. В 2012 году в наставники Красноярской общины был благословлен Корсаков Иоанн Иоаннович. Иоанн Иоаннович Корсаков родом из Рязанской области, из семьи потомственных староверов. Его дед, отец и дядя служили наставниками, сейчас один брат служит наставником в Рязани, другой несколько лет был председателем общины в Москве. В Красноярском крае Иоанн Иоаннович оказался в начале 1970-х годов, когда приехал на строительство моста.
Со временем Иоанн Иоаннович, несмотря на дальность расстояния (от г. Красноярска до г. Енисейска — 350 км ухабистой дороги), стал приезжать и духовно окормлять християн г. Енисейска. С разных деревень остальцы древлего благочестия съезжались в Енисейск на исповедь к о. Иоанну. К тому времени, верующие не имели своей моленной, а численность их была немалой — около 30 человек. Иоанн Иоаннович предложил организовать свою моленную, и братия эту идею активно поддержала.
На собранные деньги община смогла купить участок земли с домом после пожара — стены и само здание было целым, сгорела только крыша. Снова приступили к сбору денег и ремонту, который закончили через 1,5 года. За это время был сделан фундамент здания, внешняя обшивка, крыша была поднята и восстановлена, установлены стеклопакеты, сделана внутренняя отделка. Много сил и средств в благоустройство моленной вложил о. Иоанн. Не обошлось и без испытаний — во время работ о. Иоанн сильно повредил себе пилой ногу, да так, что на 2 месяца попал в больницу. Но в свои почти 72 года о. Иоанн не унывает, уповая на милость Божию.
Холодная енисейская зима, когда температура нередко падает до −30 °C и ниже, не стала преградой для радостного события. 16 декабря 2018 года состоялось освящение моленной. Службу возглавил о. Иоанн Корсаков.
Желание, у людей было такое огромное желание создать свою моленную! И конечно, я старался им помочь. В общине есть молодежь, дети. На Рожество нас молилось уже 35 человек! Я благословил одного из прихожан на ведение службы, буду приезжать, конечно, и сам, — рассказал Иоанн Иоаннович.
И пусть вместо полноценного иконостаса у енисейских християн всего две полки с иконами, пусть еще есть много нерешенных задач, главное — община сберегла свое общество, смогла сохранить свою веру, обрела место для моления и продолжает жить благодатной жизнью Духа Святого. Через тысячи километров и лютые енисейские морозы мы шлем нашим братиям и сестрам горячие слова благодарности за то, что на земле появился еще один островок веры Христовой, мы сорадуемся вместе с вами и от всей души желаем вам здоровья, сил и терпения на этом трудном, но таком радостном пути духовного делания!
Автор: Нина Лукьянова
Красивое фото г. Енисейска!
Мегаполис: две избы да баня….:))))
Кто бы мне указал на канон, донускающий мирянину освящать что-либо.
Это не миряне. Это "Нерукоположенные Пастыри Церкви"!
Ерничаете… ну ну. Видать, то что безпоповцы продолжают существовать вас весьма раздражает. :-)))
Особенно Феодосия по твоей логике раздражает то, что он сам существует)))
Так "ерничал" Великий 1 Московский собор ДПЦ.
я тоже за то, чтобы беспоповцы жили полнокровной церковной жизнью, а не "существовали". а канон-то есть? я бы трапезу дома освящал…
Освещать трапезу можно и нужно, а делатель сего светителъ прозъвает ся.
Я иногда слушаю проповеди баптистов. И всегда вспоминаю безпоповцев, когда проповедуют и возглавляют молитву такие же люди, нет никаких рукоположений, особых статусов и кучи разборок об их действенности, недейственности, правомерности, каноничности…
В этом есть что-то true. Люди не отвлекаются от главного, не распыляются на второстепенные activities.