345 лет назад (22 июня 1668 г.) царские стрельцы начали осаду Соловецкого монастыря, одного из крупнейших старообрядческих монастырей на Руси, а также важного военного форпоста для борьбы со шведской экспансией.
Все началось еще в 1657 году с отказа соборных старцев производить богослужения по новым книгам, присланным партиархом Никоном из Москвы. Из-за отказа монастыря принять нововведения, правительство распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря и для этих целей послало на Соловки царские полки.
Осада обители, которая продолжала оставаться духовным центром дореформенного православия длилась 8 лет. Событие это вошло в историю как Соловецкое восстание 1668-1676 годов — вооруженное сопротивление монахов, отказавшихся принять церковные реформы партиарха Никона, царским властям.
В 1673 году, когда стало известно, что в монастыре кроме прочих насельников, укрылись уцелевшие участники разгромленных отрядов Степана Разина, начались более решительные действий со стороны правительства, включая обстрел стен монастыря из пушек. Артиллерийской стрельбой ответили и защитники святой обители.
Осада Соловецского монастыря длилась 8 лет. В 1676 царь внезапно заболел и уже решился прекратить осаду обители, однако патриарх Иоаким сумел отговорить его от этого.
После нескольких неудачных попыток взять штурмом крепость и потерь с обеих сторон, бастион все же пал — один из перебежчиков — монах Феоктист — показал тайный вход в монастырь. Проникнув в обитель, стрельцы заняли монастырь, по пути убивая его защитников.
Вскоре после штурма и разорения Соловецкого монастыря царь Алексей Михайлович тяжко и нераскаянно скончался.
После недолгого разбирательства, монастырские старцы и активные участники защиты обители (несколько сот человек) были казнены, остальных сослали в Кольский и Пустозерский остроги, братию заменили на никониан, и с тех пор Соловецкий монастырь стал новообрядческим.
Осаде Соловков посвящена ставшая уже легендарной книга "История об отцах и страдальцах соловецких" Семена Денисова.
Иноки, оставшиеся в живых после разорения святой обители, основали многочисленные старообрядческие монастыри Русского Севера и Керженца.
Комментариев пока нет