4 декабря боровчане и гости города впервые слушали «Житие и страдание боярыни Морозовой и сестры ее княгини Урусовой»
16 декабря 2017 года исполняется 85 лет замечательному русскому композитору, современному классику Родиону Константиновичу Щедрину. К этой юбилейной дате приурочен Всероссийский музыкальный фестиваль «Запечатленный ангел», одноименный хоровому музыкальному произведению композитора. В названии фестиваля читается одна из главных тем творчества Родиона Константиновича — тема духовного подвига. Именно поэтому одним из кульминационных моментов фестиваля, проходящего во многих городах России, стало исполнение хоровой оперы «Боярыня Морозова» в городе Боровске.
Несмотря на интерес к старообрядчеству, композитора «за живое» задел именно образ боярыни Морозовой, но воплотить в музыке его долго не получалось:
В центре всё оказывался протопоп Аввакум… И с оркестром я не мог разобраться.
В 2006 году Щедрин нашел нужную форму и появилась русская хоровая опера для четырех солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных. Автором либретто по мотивам «Жития протопопа Аввакума», его писем к Морозовой и ее сестре Урусовой и «Жития боярыни Морозовой и сестры ея княгини Урусовой и Марии Даниловой» стал сам композитор. Премьера оперы состоялась в Большом зале Московской консерватории 30 октября 2006 года в рамках Международного фестиваля «Московская осень». И все же тогда это было концертное исполнение оперы Камерным хором Московской консерватории, а ее сценическое воплощение произошло лишь в 2015 году на IX Зимнем Суриковском фестивале искусств в Красноярске. Летом этого года состоялась премьера новой версии оперы в постановке режиссера Виктории Агарковой и выпускников факультета музыкального театра ГИТИС-РАТА (мастерская Г. Исаакяна). Именно эта постановка стала исполнением пожелания Родиона Щедрина: опера наконец была исполнена в Боровске, в городе, где приняла свои страдания и смерть Феодосия Морозова.
4 декабря состоялась премьера оперы на сцене боровского РДК. С вступительным словом выступили заведующая Отделом культуры Боровского района Ирина Башкирева, художественный руководитель фестиваля Александр Соловьев. Очень трогательное приветствие прозвучало от профессора Московской консерватории Евгении Кривицкой, выразившей суть оперы цитатой:
Опера рождается, когда градус эмоций настолько высок, что людям недостаточно слов, и они переходят на язык музыки, пения.
На премьере оперы присутствовал предстоятель Русской Православной старообрядческой церкви Корнилий (Титов), митрополит Московский и всея Руси, посетивший в двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы боровскую старообрядческую общину.
Опера, длящаяся менее часа, полностью захватила даже неискушенных слушателей и погрузила их в мир духовного подвига, непреклонности двух сестер, претерпевших дыбу и смерть за веру. Каждая сцена потрясает своей простой, но в тоже время эмоциональной насыщенностью и тех, кто знаком с «Житием боярыни Морозовой», и тех, кто открывает жизнь боровской мученицы для себя впервые. Образы двух сестер-мучениц, их твердость и спокойствие оттеняются беснующейся толпой, то лестью, то угрозами призывающих боярыню Морозову изменить старой вере. Очень трагична и сцена гибели сына Феодосии Прокопьевны Ивана, тяжело воспринимаются и сцены мучения и смерти двух сестер. И каждый раз появляется протопоп Аввакум, духовный отец Морозовой и Урусовой, который своими словами ослабляет эмоциональное напряжение:
Успе блаженная Феодора с миром. О, православные, соберитесь матери и девы и рыдайте, плачьте и горче рыдайте со мною.
Многие покидали зал в молчании, кому-то наоборот было необходимо высказать вслух возникшие эмоции, мысли, чувства, переживания. Но даже на самых скептически настроенных слушателей опера произвела неизгладимое впечатление.
Читаю я некоторые комментарии и лишний раз убеждаюсь в том, насколько опера — элитарное искусство, недоступное каждому уму и уху. В отношении некоторых комментариев, данных явно опытной "диванной профессурой культуры", переступивших порог" и сильно переваливших на "личности" исполнителей, приходит следующее высказывание:
Дурак – это болезнь или нет? Было бы хорошо, если бы это была болезнь: была бы надежда на исцеление.
У вас платок на аватарке сполз с головы на шею, отчего стал похож на шарф. Произошло тем самым чудовищное извращение заповеданной одежды в незаповеданную. А вы другим диагнозы раздаёте.
Элитарное искусство это жить в 21-м веке как в 4-м или 6-м, ссылаясь на точные номера. И это реально недоступно каждому уму, уху и духу.
Это и есть шарф. Представляете? Шарф! И, это не значит, что я автоматически сатанинское дитя или демон. Люди носят шарфы. Потому что холодно, потому что не хотят заболеть. У меня что? Свастика на лбу? Или для вас шарф и свастика — равносильные вещи?
Никто никого из вас не призывает в принудительном порядке посещать данные мероприятия. Вы можете жить хоть в 1 веке до нашей эры. Но-для себя. Это Ваше личное право. Но, распространять это право на других — нет. Потому что вы живите в обществе 21 — ого века. Нравится Вам или не нравится, но Вам надо как-то примириться с этим трагическим фактом. Остальные люди вокруг Вас в этом вовсе не виноваты, не виноваты в том, что не разделяют где-то Ваши взгляды и мнение. Ну, дальше что? Сразу начинать выливать негатив? Переходить на личности? Учитывая, что никому из вас слово нельзя сказать, потому что, вон, как вы сразу воспринимаете. Тогда почему вы это делаете? Ваши убеждения дают право обижать других? То есть шарф нельзя, а это можно? Чудовищно не то, что шарф на шее, а то, что нельзя посмотреть дальше собственного носа. Или просто абстрагироваться.
Вот она — истерика современности! Вы и гей-браки так же попросите, типа в 21-м веке надо принять новые реальности! Не бывать! Враг не пройдёт! Никаких шарфов и опер! Только сарафан, платок и псалмы по крюкам петь, хорошо бы со слезами, и очень хорошо если с ударами лбом в землю (можно через подручник, чтоб рассечений не было).
Снял платок — открыл бесу помыслы, одел на шею шарф — удавку диавольскую накинул, одела баба штаны — считай она уже в котле у беса по пояс стоит, осталось ещё сверху одеть свитер и всё — считай по шейку в адском гудроне закипать готова.
И не надо так нервничать и на нас злиться. Ведь это не мы такие, это отцы заповедали, а соборы проштамповали. А соборы у нас что? Правильно — богодухновенны. Так что поплакали — и исполнять.
И где вы тут негатив увидели? Тут сплошной древлепозитив, просто смех запрещен тоже отцами и соборами, поэтому мне даже такую хенрню приходится пороть серьёзно и строго.
Ну, конечно… Как, что говорят про современный мир и общество — сразу начинаем приплетать геев и все подряд. Я ни слова не сказала об этом. И не собиралась.
Поверьте, у меня не то что истерики нет или нервного состояния, у меня даже бровь не дрогнула и не дрогнет.
Вы сами себя дискредитируете, говоря о том, что элитарное искусство — жизнь в 4-ом веке. При этом, Вы сообщаете мне об этом сидя в интернете, которого, кажется, не было в излюбленном Вами 4-ом веке? Что же это? Аль не по правде живете-то?
У меня нет цели Вас переубедить, дело это бессмысленное, ибо всегда быть правым, всегда идти напролом, ни в чем не сомневаясь, — именно с помощью этих качеств тупость управляет миром.
Но, Вам придется смириться с фактом, что как бы Вы не хотели, не отрицали, не вздымали руки к небу, и не проламывали лбом землю — люди не вечны, все мы однажды отойдем в мир иной, а опера будет вечно! Потому что музыка, и искусство в целом, способствует развитию, созданию, воспитанию и человеческой души и мира. А, не злоба и агрессия, несущие в мир только силу разрушения.
Святые отцы про интернет ничего не говорили, поэтому прямого повода считать интернет грехом нет. Где и как в интернет подключаться, на какой скорости и через какой браузер смотреть страницы — тут уже с вашим духовным отцом вам лично решать вопрос. Возможно он установит вам какой-то индивидуальный тариф, закроет на роутере некоторые порты, заставит отключить картинки. Решите это на исповеди.
Но про театр сказано четко и однозначно. Святые отцы ещё в 4 веке сказали о том, что театр и опера губительны. Но люди не послушали и продолжают умирать. Ищут лекарства от старости, изучают гены, делают подтяжки — но продолжают умирать, слушая оперу. Ну сами подумайте, разве это не упомрачение от грехопадения? Да самое настоящее: бояться смерти, но продолжать слушать театральные беснопения.
Осмелюсь вмешаться в прение, утверждая, что нет никакой разницы живете вы в 4 или 21 веке. Люди также рождаются и умирают, придерживаются разных мировоззрений, любят, лгут, предают, изредка иронизируют. Какая разница встретились вы на просторах интернета или у колодца, слово за слово… и ушли — повернувшись друг к другу спиной или захлопнув крышку ноутбука. Единственно, пожалуй, что на Востоке мужнюю жену без платка в старые времена, Сергий мог бы еще и побить.
Вечны принципы, какие-то вневременные ориентиры, а правила (каноны) уже призваны обеспечивать соблюдение этих вневременных ориентиров.
Условно, если в начальные века женщине надо было носить знаки замужества в виде платка, то каноны так и писали, чтобы женщина носила платок. В наше время символ замужества — кольцо. Поэтому соблюдать ношение платка не означает жить как заповедали отцы. Поэтому я считаю для соблюдения правил благочестия прежде надо понять, что стояло за канонами, описывающими внешние правила поведения. Иначе будет косоворотка, платок, лопатка для говна на поясе и сплошные нелепости.
Интернет кстати тоже опосредованно регламентирован так же как и телевидение как "обаяющие зрение и растлевающие ум". Ни у одного вменяемого старовера дома нет телевизора потому, что какой фильм не возьми или постельные сцены, или убийства и тому подобное. Как ответ Марле, не надо трогать интернет. Интернет — это средство связи, а связь между людьми существует еще со времен хеттской клинописи. Все дело в человеке. Можно в интернете читать духовную литературу, а можно смотреть порнуху.
> Ни у одного вменяемого старовера дома нет телевизора
Кончилось староверие значит. Расходимся.
Расходимся, у меня нет телевидения.
"В наше время символ замужества — кольцо." Мы с женой почти 20 лет без оных обходимся — мешают в работе, да, и канонами, опять же, не регламентировано.
Насчет "ящика" — соглашусь,без него жить легче, особенно с и-нетом, т.к. имеется свобода выбора, чего не дает TV.
Ну и снова вернёмся к тому, что воевать с телевизором само по себе занятие тупиковое. Воевать надо с личным просмотром неблагочестивого контента хоть по телевизору, хоть в журналах, хоть в кинотеатрах. Если в голове есть установка, то можно и телевизор дома иметь, и компьютер с интернетом. А если видеть всё зло только в телевизоре, то нажрёшься гадости ещё где-то.
Вы ещё от молотков откажитесь — ведь ими можно голову пробить.
С прибором "телеящик" воевать действительно безсмысленно, а с содержанием телепрограмм обязательно нужно. Опыт личной войны показывает — дешевле выкинуть прибор…
Константин, точно подмечено. В интернете есть выбор, что смотреть, зачастую без дебильной рекламы и внезапно вылетающих сексуальных сцен в фильмах когда приходится орать своему ребенку "закрой глаза".
Что касается замужества то в православии ничего не регламентирует брак кроме таинства венчания. Ни кольцо, ни платок , ни штамп в паспорте. Только венчание.
Сергий! святитель Косма Эталийский еще в 18-м веке сказал: "придет время и бесы проникнут в дома в виде небольших коробок, а рога их будут на крыше". иметь или не иметь ящик дома — выбор за каждым свободный. попробуйте бороться, когда он у вас фактически член семьи, старший.
Как и подобает военачальникам, вы готовитесь или готовы к позавчерашней войне. Странно, что вы боретесь с телеящиком, но лояльны к интернету. В телеящике хоть какая-то пока цензура есть. Эротическая сцена там может быть показана, да и то когда дети не увидят скорее всего, а уж порно и тем более. Так же на телевидении есть цензура на жестокие сцены, мат и т.п. Пок еще есть.
В интернете же всего этого нет. Найти порно, нарваться на баннер с почтипорно, насиллие, кровищу и т.п. в интернетах куда легче чем в тв-эфире.
Просто вам телек не интересен, отказать себе легко его не смотреть — воот и ругаете. А с интернетом завязать не хочется, вот и оправдываете его.
Это как с курением и пьянством. Против табака целая война, а за бухыч сквозь пальцы, чисто формальное осуждение идет зачастую.
Покайтесь! (С)
Прости нас всех БРАТ!!!!
Вообще-то начали с оперы, художественную ценность которой могут понять токмо, относящими себя к "элите" (Марла). Рискуя попасть под пяту, выражу взгляд от сохи, как слушавший в чистом поле оперного певца Олега Диденко: только ТА музыка и ТЕ произведения искусства благотворны "и человеческой душе и миру", что воспевают Творца и направляют человека на стезя Его, для чего собственно и наделяет Господь человека талантом. Остальное — подмена заповеданного Богом стремления к высокому и прекрасному Царству Небесному, его суррогатом, радующим миръ, но губящим души роком, рэпом, "Черными квадратами" и проч. "голыми королями".
Но (возвращаюсь к новости) как бы не были высокохудожественными образы на подмостках, сценическое действо никогда не достигнет выси церковного пения канона прп.мученице Феодоре и иже с нею благороднымъ женамъ.
Сергий 985 в интернете все плохое отсекается родительским контролем который есть например в касперский интернет секъюрити. Вы там можете создать любые фильтры, не только даже по порнухе, но и по сценам насилия и нецензурной брани. Развивайтесь.
Простите вы его, братья!!!
> Вы там можете создать любые фильтры, не только даже по порнухе
А можно как-то вот… ну.. наоборот эти фильтры чтоб работали?…
Кто каких зрителей имеет, тот такие подвиги и являет!
Клоуны
Что не так с оперой? Или с митрополитом?
> Делегация Московской митрополии во главе с предстоятелем РПсЦ
То есть проводить фестивали кино на Рогожском грешновато, а на оперу делегацией от митрополии — нормуль? :)
А ведь как некоторые ревнители доказывали, что театр и искусство это лицедейство душепагубное?…
Если после этого местные пополнят Боровскую общину — наверное и можно, да и действо проходило не на территории духовного и административного центра, а в районном доме культуры.
Не понял? Если после оперы боровская община пополница, то это делает лицедейство (по мнению ревнителей) позволительным? Ну ок, тогда нет проблем и для привлечения молодежи устроить рок-концерт, или какой-нибудь древлетанцпол под драм-н-бэйс с распевами по крюкам. Ведь главное же не на территории духовного и административного центра?
И вот ещё интересная деталь выходит. Что ж это за миссионерство такое, что в общину оно приводит, но вот на территории духовных центров его никак допустить нельзя? Если что-то рассказывает о Боге или вере на определенном языке (например, языке искусства), то почему рассказ о Боге не может быть на территории духовного и административного центра? Что за рассказ такой жуткий? А если рассказ не жуткий, то почему его обязательно за духовную ограду вытолкать надо? Или (страшно подумать) для привлечения в общины применяются методы которым внутри церковной ограды совсем не место?… Ой…
Мню, для каждого вида деятельности прилично иметь своё место. Согласитесь, что выполнять лечебные процедуры лучше в медицинском учреждении, а смотреть фильмы о лечении лучше в кинотеатре или дома. Всему своё место.
И эти девицы с упитанными лицами в макияже — образы пострадавших за веру? Нет, я не против оперы как таковой.
Как бы там ни было ходить в театры прямо запрещает 51 правило Шестого вселенского собора. Да еще и в пост. )
> И эти девицы с упитанными лицами в макияже — образы пострадавших за веру?
А что говорят песнями это нормально? Или это всё же опера и там может быть свой в том числе и визуальный язык?
> Как бы там ни было ходить в театры прямо запрещает 51 правило Шестого вселенского собора.
> Да еще и в пост. )
Был ли во времена Шестого собора театр тем же заведениям по назначению и содержанию, что и сейчас?
> Согласитесь, что выполнять лечебные процедуры лучше в медицинском учреждении,
Тогда на Рогожском не надо проводить выставки различные которые там проводятся. Или пение богослужебное если это не богослужение и не молитва. Иначе очень избирательная борьба получается: поповские плащи выставлять можно, выставки в Христорождественском соборе проводить можно, а кинопоказы в здании митрополии — никак нельзя.
Глеб! 51 правило "возбраняет быть смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творить и плясания на позорищи. Если же кто настоящее правило презрит, и предастся которому-либо из сих возбраненных увеселений…" — слушание сказания о мученицах за Веру, пусть и фряжским пением, я не отношу к увеселительному времяпровождению.
Ещё один плюсик Черногорам и иже с ними.
Просто слов нет
> Ещё один плюсик Черногорам и иже с ними.
И в чём же этот плюсик-то?
Сергий 985, были. Были греческие театры с комедиями и трагедиями, римские театры. У вас как с историей?
Сергей, почти уверен что вы белокриницкий, только они могут так рассуждать что я вам запретить не могу, но рекомендую думать не своим суемудрием, а обращаться к святым отцам — "Зонара. Строгость евангельской жизни требует, чтобы верные жили не распущено и рассеяно, но как прилично святым. Поэтому сие правило запретило все то, что не по необходимости вносит рассеянность в душу, ослабляет и расшатывает ея настроение, и возбуждает бурные взрывы смеха и хохот, как то представления смехотворцев, которые, иногда подражая аравитянам, иногда армянам, иногда рабам, а иногда чему-либо другому, ударами по щекам и шумом возбуждают неприличный смех и доводят почти до неистовства людей более простых, или невнимательных. А зрелища звериной травли не то, что охота с собаками, или как-нибудь иначе: ибо это не зрелище, а дело. В больших городах кормили зверей, львов и медведей, и в некоторые времена выводили на зрелища, и они вступали в бой иногда с быками, а иногда и с людьми, с пленниками, например, или осужденными, и это было к удовольствию зрителям. Это-то и запрещает правило, потому что это обличает жестокость зрителей, которые несчастья других обращают в свое удовольствие. Запрещает также и пляски на сцене. А сцена есть притворство и лицемерие, а поэтому и людей лицемерящих и представляющих себя то рабами, то господами, то полководцами и начальниками, называют сценическими. Итак, правило запрещает, как эти представления смехотворцев, так и пляски на сцене, исполняют ли их мужчины, неприлично вертясь и бесчинствуя во время пляски, или женщины, вызывая зрителей к невоздержанию. А не соблюдающих этого правила, но предающихся тому, что сим правилом запрещено, если они клирики, подвергает извержению, а если миряне – отлучению.
Еще раз повторюсь, театр запрещен из за лицемерия, хоть кого лицемер изображает, даже если это будет сам Спаситель — "Запрещает также и пляски на сцене. А сцена есть притворство и лицемерие, а поэтому и людей лицемерящих и представляющих себя то рабами, то господами, то полководцами и начальниками, называют сценическими".
У вас Сергей Корнилий видимо тоже не видит разницы, иначе не пришел бы. Но это никого не удивляет уже после 2007 года.
рассуждение основанное на Предании никого не может уничижить, ни белокриницких, ни федосеевских… А относить толкователя канонов к святым отцам, полагаю, недопустимым. Если бы суд руководствовался комментариями к уголовному кодексу, пусть составленными академиками, а не нормами закона, то в правовом государстве нам жить бы не пришлось.
Вот, если бы вы подвергли критике подпись "Делегация Московской митрополии", то скорее правомерно подняли бы вопрос — а кто делегировал полномочия? но эта подпись суть редакторское видение.
Мне представляется опера неким миссионерским проектом, направленным на отрезвление граждан от суеты и через подвиг мучеников обращение к Вере. А достойное отражение исторического факта не может быть по определению ни лицемерием, ни притворством.
> У вас как с историей?
Вопрос назначения театров сейчас и в те времена. В частности, связь театров с религиозными обрядами и явлениями. А так же характер представлений, и не только.
Сергей, я отношу не комментатора к святым отцам, а святых отцов установивших это правило. И к тому же в Церкви не используют какие то другие комментарии кроме как от Зонара, Аристена и Вальсамона. Во всем остальном я уже услышал вашу позицию по этому вопросу, не вижу смысла спорить. Нарушение в наличии и говорить не о чем.
"Ну, дальше что? Сразу начинать выливать негатив?" — хочешь жить по требованиям 21 века — не позиционируй себя ревнителем дораскольного благочестия как это делают некоторые белокриницкие в Москве. Это выглядит так же глупо и нелепо как монах выступающий на сцене в проекте первого канала "Голос".
Сергий 985
"Вопрос назначения театров сейчас и в те времена. В частности, связь театров с религиозными обрядами и явлениями. А так же характер представлений, и не только" — суть не в назначении театра как такового, в присущих ему признаках. А единым признаком является игра актеров. Когда человек изображает из себя другого человека, то есть на свое лицо "накидывает личину" другого человека, человека которым он не является. Святые отцы усмотрели в этом ложь, а кто является отцом лжи наверное объяснять не нужно?
Так и в богослужении масса театральных элементов. Никто же не возмущается, что например на Литургии Преждосвященных даров никакого таинства не совершается. Или епископы в некоторых элементах Богослужения изображают Христа. Или каждение в храме на вечерне изображает святой дух парящий над первозданной землей
Кирилл, вопрос не в том, что кому не нравится. Чины и порядок богослужений утверждены Церковью. Нравится-не нравится будь добр подчинятся установлениям Церкви. Не нравится — создай свою секту где можно ходить в театры.
Еще можно добавить обряд "умывания ног" или "шествие на осляти" и "пещное действо" — чистой воды театр под церковной сенью.
То есть когда один человек изображает или символизирует собой другого человека — то если это идёт по церковным чинам в рамках церковного действа, то это круто и свято. А если это же, но не в церкви, а в театре — то это мерзость?
> создай свою секту где можно ходить в театры
Поке что секты создают в основном те, кто в театры по религиозным соображениям не ходит)
В Церкви нет театра, например, если священник не наденет поручи, он не может священнодействовать. А если в театре играют священника, то там не нужны поручи, без них можно прекрасно обойтись без всякого ущерба. Если в Церкви священник совершает в Алтаре перед Причастием некоторые священнодействия, то мы получаем Тело и Кровь Христову. Если во время Богослужения произносятся слова любви к Богу, то мы реально любим Бога (кто не любит, а лицедействует, тот собирает себе угли на голову и причащается недостойно). В театре же нет ничего подобного там лицедейство. Скажем, в театре главный герой «умирает от любви» к героине. А реально он примерный семьянин, любящий отец и героиня совершенно не в его вкусе.