В Манеже нижегородского Кремля открыта выставка «Сарафан, шушпан, одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме», подготовленная Нижегородским государственным художественным музеем (НГХМ) в партнерстве с Нижегородским государственным историко-архитектурным музеем-заповедником (НГИАМЗ).
Такая масштабная этнографическая выставка проходит в Нижнем Новгороде впервые. Основой для нее стали многочисленные материалы, собранные в ходе экспедиций по Нижегородскому краю за последние 100 лет.
На выставке представлено более 60 национальных костюмных комплексов Нижегородской области, а также отдельные предметы праздничной одежды русских, татар-мишарей, мордвы-терюхан. Экспозиция дополнена живописными полотнами Константина Маковского и Федота Сычкова, редкими предметами быта, видеокадрами старинных обрядов Поволжья.
«НГХМ выступил модератором творческого диалога между искусствоведами, дизайнерами, учеными. Благодаря сотрудничеству с Русским музеем, Всероссийским музеем декоративно-прикладного и народного искусства, Российским этнографическим музеем, Мордовским музеем изобразительных искусств, районными музеями Нижегородской области и частными коллекционерами нам удалось представить в экспозиции более 60 костюмов, которым более 200 лет. Думаю, что данная выставка — полное этнографическое погружение в историю Нижегородского края. Все, кто придет ее посмотреть, получит не только эстетическое удовольствие, но и откроет для себя много нового про Нижегородскую область», — рассказал о проекте генеральный директор НГХМ Роман Жукарин.
Не покидая здания нижегородского Манежа, каждый посетитель этой выставки сможет совершить своеобразное путешествие. К примеру, ему будут доступны следующие «культурные станции»:
- Праздничный комплекс одежды старообрядцев села Чернуха Арзамасского района. Его формирование было связано с организацией в этом месте скита Алексеевского монастыря, который изготавливал для мирян на заказ предметы одежды с золотным шитьем.
- Архаичный комплекс праздничной крестьянской одежды русских из Вознесенского района. Он сохранился здесь благодаря отдаленности этих мест, отсутствию связи с развитыми городскими и сельскими центрами.
- Молельный комплекс заволжских старообрядцев. Он был связан с первую очередь с духовной культурой староверов, бытовал, как одежда для молитвы, одежда для Бога.
- Комплекс традиционной одежды мордвы-терюхан. Этот костюм не просто национальная одежда, для терюхан это еще и память об утраченном статусе этой этнической группы.
- Богатый праздничный костюм села Безводное — важного торгового волжского центра.
Экспозиция дополнена живописными полотнами Константина Маковского и Федота Сычкова, редкими предметами быта, видеокадрами старинных обрядов Поволжья.
Участниками проекта выступили: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Российский Этнографический музей (Санкт-Петербург), Всероссийский музей декоративного искусства (Москва), Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи (Саранск), Историко-художественный музей г. Арзамаса Нижегородской области, Краеведческий музей Дальнеконстантиновского района Нижегородской области, Краеведческий музей Краснооктябрьского района Нижегородской области, частные коллекционеры, Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Щелоковский хутор».
Комментариев пока нет