Новые старообрядческие согласия

Подавляющее большинство современных интернет-ресурсов о старообрядчестве проводят узкую корпоративную политику. В лучшем случае их содержание отражает взгляды  одного старообрядческого согласия, иногда — группы старообрядцев, связанных определенными интересами, а порой и одного человека. По этой причине происходит деление старообрядцев на «хороших» и «плохих», на тех, о которых можно писать, и на тех, о которых нельзя даже упоминать.

Справедливо критикуя синодальную пропаганду, которая столетиями навешивала на староверов ярлыки «сектантов», «раскольников», «безблагодатных мужиков в рясах», некоторые старообрядцы сегодня и сами не прочь использовать подобные наименования в отношении христиан иных согласий или даже своих вчерашних собратьев, по каким-то причинам прервавшим церковное общение. 

Год назад на сайте «Русская вера» был проведен социологический опрос о наполнении раздела «Храмы и общины». Большинство читателей высказались о необходимости создания вселенской карты старообрядчества без купюр и местечковой цензуры, на которой будут отмечены общины всех старообрядческих согласий — как существовавших ранее, так и возникших в XX-XXI веке.

Карта старообрядческих общин на сайте «Русская вера». Фрагмент

Читатели поддержали принцип многополярного старообрядчества, каждая составляющая часть которого имеет право на уважение, информационное внимание и историческую кодификацию.  

К сожалению, много ценной информации о старообрядческих согласиях уже утеряно. Так, например, утрачены существенные сведения об общинах неокружников (христиан старообрядческой Белокриницкой иерархии, не признавших Окружное послание). В некоторых случаях остались неизвестными наименования храмов и монастырей, имена епископов, их окормлявших, и священников, там служивших. Совсем немного сведений сохранилось об общинах таких старообрядческих согласий, как филипповцы, спасовцы и бегуны.

В ходе развития проекта «Храмы  и общины» мы стремимся собрать наиболее полную информацию. При этом вопрос точности научного знания стоит превыше «партийной» принадлежности.

Принцип работы такой: если существует хотя бы один храм или хотя бы одна община старообрядческого согласия, то её история и современный день должны быть отражены. Подобный же принцип распространяется и на иерархическое наименование клириков старообрядческих согласий. Употребляемые термины определяются исключительно по самоидентификации и самоназванию. Решения Соборов, Синодов, судов иных религиозных упований по поводу иерархического статуса общины или конкретного клирика не могут служить основанием к изменению этой терминологии.

Вопрос действительности иерархий, признания статуса клириков находится вне компетенции нашего СМИ. Сегодня он является спорным, дискуссионным и активно обсуждается между старообрядческими и нестарообрядческими деноминациями. В обозримом будущем могут быть приняты самые разные решения по каноническому статусу как целых иерархий, так и отдельных общин и клириков, и редакция сайта «Русская вера» не собирается предвосхищать эти события.   

Сегодня мы начинаем наносить на карту новые старообрядческие согласия, приемлющие священство Белокриницкой иерархии, но по разным причинам не находящиеся в молитвенном общении с Московской либо Белокриницкой Митрополиями.  

Домовой храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы ДЦХ БИ, г. Спас-Клепики. Во главе общины иерей Александр Черногор

Значительную долю таковых составляют общины, не состоящие в молитвенном общении с Московской Митрополией РПСЦ после собора 2007 года и известные под наименованиями ДЦХ (Древлеправославная Церковь Христова) и РДЦХ (Российская Древлеправославная Церковь Христова). Некоторые из них существуют автономно, другие находились или все еще находятся под омофорами епископов.

Епископ Алимпий (Вербицкий) со своей паствой. Мещерский скит РДЦХ БИ

Также к подобным старообрядческим общинам Белокриницкой иерархии можно отнести общину, выделившуюся после собора Белокриницкой Митрополии 2012 года и находящуюся под омофором епископа Антипия (Схулухия) Зугдидского и Колхидского.

Епископ Антипий (Схулухия) Зугдидский и всея Колхидской низменности

Существуют и иные религиозные группы, так или иначе связанные с Белокриницкой иерархией.

Все характеристики этих согласий и общин будут даваться в информационно-нейтральном духе, не допускающем полемической и тем более обличительно-оскорбительной тональности, так распространенной в современном старообрядческом интернете.

Просим наших читателей о помощи в наполнении этой новой рубрики раздела «Храмы и общины». Некоторые согласия не ведут какой-либо активной общественной деятельности. Другие слишком законспирированы. Приходы третьих территориально малодоступны. Тем не менее дорогу осилит идущий. Мы ждем от читателей пожеланий по совершенствованию раздела, а также информацию о старообрядческих общинах, храмах и прочих объектах, которая поможет наполнять и уточнять эту карту. Почта сайта: admin@ruvera.ru.

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (30)

  1. Сергий 985

    + Моленная староверов-безпоповцев федосеевского согласия

    Москва, Измайловское шоссе, 3Ас2

    Моих фото нет, вот для ориентира фотография Шурова Олега (в каталоге без его ведома лучше не использовать, он ругаться будет): http://img-fotki.yandex.ru/get/9667/27493423.90/0_d3bef_846623aa_XXXL

    https://maps.yandex.ru/-/CVwtuYmp

  2. Сергий 985

    + Крестовоздвиженская моленная староверов-безпоповцев Федосеевского согласия

    Москва, ул.Преображенский вал, д.17Б

    Фото (автор я, можете использовать в каталоге на сайте Русская Вера):
    http://img-fotki.yandex.ru/get/6845/268387887.12/0_111470_1d8ada94_orig
    http://img-fotki.yandex.ru/get/16189/268387887.1e/0_11b8f9_e18b1fb_orig

    https://maps.yandex.ru/-/CVwpmO4-

  3. Сергий 985

    + Успенская моленная Московской Общины Древлеправославной Поморской Церкви

    Москва, Преображенский вал, д.25с9

    Фото (автор я, можете использовать в каталоге на сайте Русская Вера):
    http://img-fotki.yandex.ru/get/4209/268387887.5c/0_15ccf4_96e7d1da_orig
    http://img-fotki.yandex.ru/get/16118/268387887.15/0_1148ac_d92fd57c_orig
    http://img-fotki.yandex.ru/get/6819/268387887.12/0_11143b_bfb717d2_orig
    http://img-fotki.yandex.ru/get/15505/268387887.15/0_1148b2_3e035626_orig
    http://img-fotki.yandex.ru/get/17835/268387887.1e/0_11c749_401a61df_orig

    https://maps.yandex.ru/-/CVwpiS1r

  4. Очень хороший раздел "Храмы и общины"! Информация о храмах всех старообрядческих согласий, действительно, нужная! Спаси Христос! Знаю, что этот раздел помог людям найти дорогу к храму старообрядческому, который ближе им по месту жительства.

  5. Сергий 985

    Дорогая Русская Вера, а как же так вышло, что на карте старообрядчества нет единственного в РПсЦ монастыря — Николо-Улейминского женского монастыря? На территории которого целых три старообрядческих церкви. Вот он: https://maps.yandex.ru/-/CVwpAD8t

    • Мне кажется, Сергий прав и можно внести вопрос о включении в карту и старообрядческих монастырей и скитов, теперешних и бывших. Это, конечно, отдельная и большая работа. Таких монастырей было много и у них отдельная очень интересная история, которая практически нигде сейчас не публикуется.

    • Сергий 985

      На территории Николо-Улейминского монастыря целых три храма, даже в рамках структуры данных текущей карты эта информация подходит. Не знаю, правда, насколько "публичны" эти храмы.

    • Добавлять можно, ведь такая же ситуация в Белой Кринице (Украина): монастырь и три храма. Они сейчас есть в базе.

    • Сергей Агеев

      Разве Николо-Улейминский монастырь единственный? Есть еще Покровский древлеправославный девичий монастырь в Боровске. И он гораздо более яркий по своей истории и по своей деятельности, чем Николо-Улейминский. Правда они священноначалие РПсЦ не поминают, но тем не менее находятся в ее составе.

    • Сергий 985

      Во всех официальных источниках за РПсЦ только Николо-Улейминский монастырь числится. Про Покровский в Боровске читал, но не очень понял его статус и отношение. Но все равно на карту бы его нанести надо тоже.

    • Сергий 985

      Вот этот монастырь на карте: http://vk.cc/4uPiaX
      Вот карточка на сайте "Храмы России" http://temples.ru/card.php?ID=8762

    • Сергей Агеев

      Нет, Покровский древлеправославный девичий монастырь тоже есть в официальных источниках РПсЦ, просто, поскольку они "не поминающие", то и их, соответственно, мало где упоминают. Но контакты его, тем не менее, имеются на сайте РПсЦ: http://rpsc.ru/contacts/kaluzhskaya-oblast/borovskij-zhenskij-monasty-r/

    • Сергей Агеев

      В июне 2005 года ныне покойный митрополит РПсЦ Андриан признал общину боровских инокинь монастырем РПсЦ и, насколько мне известно, никто их этого статуса не лишал

    • Сергей Агеев

      Кстати, пожелание сайту "Русская вера": действительно, расскажите о Покровском древлеправославном девичьем монастыре, об его обустройстве, возрождении храмов, о его духовной жизни, о его монахинях. О Николо-Улейминском монастыре у вас было несколько интересных публикаций, а Боровском — только одна, и та давно. А ведь в этом году у них 10-летний юбилей. Но старообрядчество о них молчит.

    • Русская вера

      Доброго здоровья! Не могли бы вы поделится информацией о Боровской женской монастыре (на почту сайта). К сожалению, в последние годы инокини обители ведут крайне замкнутый образ жизни, нет никакой информации по устройству и обычаям обители.

  6. Сергий 985

    Отличное начинание. Действительно, каждое согласие норовит загнуть информационный мир строго под свои взгляды и ограничения, даже тот мир, который его непосредственно не касается. В результате какие-нибудь бородатые активисты начинают орать, что такая-то статья или автор в их деревне соборно признана ересью, поэтому надо срочно удалить статью, а заодно её автора и того, кто его опубликовал. Наверное, им кажется, что все сайты должны быть подобны официальным сайтам их согласий: сухая подборка редких однотипных новостей типа "Такого-то числа владыка такой-то посетил с архипастырским визитом приход такой-то, отслужил службу, ему сослужил диакон такой-то, на часах поставили во чтецы отрока такого-то, поблагодарил настоятеля за труды, всем налили, закусили, славно древлепотусили".

    А хочется действительно почитать обо всех, о разных взглядах, совершенно противоположных, чтобы была площадка где ни один бородатый активист не может заткнуть другого потому, что не согласен. Такой ресурс интересен и полезен.

    • Иерей Панкратов

      принцип многополярного старообрядчества = экуменическая "теория ветвей":(

    • Иерей Панкратов

      Такой ресурс интересен и полезен — в первую очередь новообрядцам, любящим посмеяться над "постоянно дробящимися раскольниками":(

    • Сергий 985

      Старообрядчество такое какое есть, и многополярным его сделали не никониане, а сами старообрядцы которые даже в рамках одной иерархии дробятся на согласия из-за несогласий (РПсЦ, ДЦХБИ и т.п.). И если вы считаете, что одни старообрядцы могут быть интересны другим или вообще не старообрядцам только для "посмеяться", то получается вы ради хохмы выступаете с лекциями перед единоверцами (http://www.oldrpc.ru/news/1096/) или на других мероприятиях совместно со старообрядцами не вашего согласия?

    • Иерей Панкратов

      "Многополярным" старообрядчество сделали как раз никониане, создавшие обстановку гонений во 2-й пол. 17-го — 18 вв., в которой невозможно было собираться на всеобщие Соборы для разрешения возникавших духовных вопросов. Отчего в разных местах одни и те же проблемы были решены по-разному. И, устал уже повторять, не выступаю регулярно ни перед единоверцами, ни перед староверами иных согласий. Один раз пригласили, откликнулся, а больше,наверное,не пойду, чтоб потом такие как вы мне больше этим не "тыкали".

    • Сергий 985

      А раздор 2007 года тоже никониане подстроили?
      А разделение на неокружников и окружников в 19-м веке тоже?

      А насчёт выступлений — так я вас не упрекаю, это вы зачем-то сами осуждаете то, что сами же делаете.

    • Константин Лезгин

      Эх! Вот бы больше человечности! А бородатые это очень хорошо,Господь Исус тоже бородатый был. И нам значит християном борода очень очень нужное и важное дело! Ну а по поводу полярности -тут апостол Павел говорил -что будут разделения это для того чтобы выявился искусный. Так что меньше споров,больше дела-изучения и делания,да поможет Господь Бог!

    • Иерей Панкратов

      В своё время митрополит Корнилий публично заявил, что смутивший некоторых в 2007-м году поцелуй с покойным Алексием 2-м был провокацией со стороны последнего. Про роль синодальных деятелей в раздоре неокружников масса материалов в журнале "Братское слово",2-я пол. 19 в.,поизучайте как-нибудь. И сами мы конечно никаких раздоров не делаем, их делают безосновательно покидающие Церковь.

    • Сергий 985

      То есть вы как бы никаких раздоров не делаете и расколов, а вот все кто с вами не согласны — вот они-то и есть настоящие раскольники и раздорники. Браво.

    • Сергий 985

      Такой вот интересный вопрос, о.Александр. Правильно ли делают РДЦ, что часто умалчивают, что Покровский храм на Павелецкой раньше принадлежал Белокриницкому согласию. И правильно ли делают представители РПсЦ, что умалчивают, что храм Лиговской общины принадлежал не им, а неокружникам? И что у РПсЦ есть храм в пользовании у РПЦ.
      Факты не очень популярные и известные. Как вы считаете, правильно, что они такие неизвестные?

    • Иерей Панкратов

      Простите,дальнейший разговор лично с вами не имеет никакого смысла. Спрашивайте у кого-нибудь ещё.

    • Сергей Шуйский

      однако, тезка плохо у тя со знанием Символа Веры и Бога не боишися… розга без лозы

    • Русская вера

      К сожалению, действительно, на официальных ресурсах РПСЦ нет информации о первоначальной принадлежности храма нынешней Лиговской общины, ни даже имен священнослужителей храма и епископа его освятившего. А такую информацию принято указывать априори.

    • Сергий 985

      > однако, тезка плохо у тя со знанием Символа Веры и Бога не боишися… розга без лозы

      Если это в мой адрес, то что не так конкретно?

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля