Подавляющее большинство современных интернет-ресурсов о старообрядчестве проводят узкую корпоративную политику. В лучшем случае их содержание отражает взгляды одного старообрядческого согласия, иногда — группы старообрядцев, связанных определенными интересами, а порой и одного человека. По этой причине происходит деление старообрядцев на «хороших» и «плохих», на тех, о которых можно писать, и на тех, о которых нельзя даже упоминать.
Справедливо критикуя синодальную пропаганду, которая столетиями навешивала на староверов ярлыки «сектантов», «раскольников», «безблагодатных мужиков в рясах», некоторые старообрядцы сегодня и сами не прочь использовать подобные наименования в отношении христиан иных согласий или даже своих вчерашних собратьев, по каким-то причинам прервавшим церковное общение.
Год назад на сайте «Русская вера» был проведен социологический опрос о наполнении раздела «Храмы и общины». Большинство читателей высказались о необходимости создания вселенской карты старообрядчества без купюр и местечковой цензуры, на которой будут отмечены общины всех старообрядческих согласий — как существовавших ранее, так и возникших в XX-XXI веке.
Читатели поддержали принцип многополярного старообрядчества, каждая составляющая часть которого имеет право на уважение, информационное внимание и историческую кодификацию.
К сожалению, много ценной информации о старообрядческих согласиях уже утеряно. Так, например, утрачены существенные сведения об общинах неокружников (христиан старообрядческой Белокриницкой иерархии, не признавших Окружное послание). В некоторых случаях остались неизвестными наименования храмов и монастырей, имена епископов, их окормлявших, и священников, там служивших. Совсем немного сведений сохранилось об общинах таких старообрядческих согласий, как филипповцы, спасовцы и бегуны.
В ходе развития проекта «Храмы и общины» мы стремимся собрать наиболее полную информацию. При этом вопрос точности научного знания стоит превыше «партийной» принадлежности.
Принцип работы такой: если существует хотя бы один храм или хотя бы одна община старообрядческого согласия, то её история и современный день должны быть отражены. Подобный же принцип распространяется и на иерархическое наименование клириков старообрядческих согласий. Употребляемые термины определяются исключительно по самоидентификации и самоназванию. Решения Соборов, Синодов, судов иных религиозных упований по поводу иерархического статуса общины или конкретного клирика не могут служить основанием к изменению этой терминологии.
Вопрос действительности иерархий, признания статуса клириков находится вне компетенции нашего СМИ. Сегодня он является спорным, дискуссионным и активно обсуждается между старообрядческими и нестарообрядческими деноминациями. В обозримом будущем могут быть приняты самые разные решения по каноническому статусу как целых иерархий, так и отдельных общин и клириков, и редакция сайта «Русская вера» не собирается предвосхищать эти события.
Сегодня мы начинаем наносить на карту новые старообрядческие согласия, приемлющие священство Белокриницкой иерархии, но по разным причинам не находящиеся в молитвенном общении с Московской либо Белокриницкой Митрополиями.
Значительную долю таковых составляют общины, не состоящие в молитвенном общении с Московской Митрополией РПСЦ после собора 2007 года и известные под наименованиями ДЦХ (Древлеправославная Церковь Христова) и РДЦХ (Российская Древлеправославная Церковь Христова). Некоторые из них существуют автономно, другие находились или все еще находятся под омофорами епископов.
Также к подобным старообрядческим общинам Белокриницкой иерархии можно отнести общину, выделившуюся после собора Белокриницкой Митрополии 2012 года и находящуюся под омофором епископа Антипия (Схулухия) Зугдидского и Колхидского.
Существуют и иные религиозные группы, так или иначе связанные с Белокриницкой иерархией.
Все характеристики этих согласий и общин будут даваться в информационно-нейтральном духе, не допускающем полемической и тем более обличительно-оскорбительной тональности, так распространенной в современном старообрядческом интернете.
Просим наших читателей о помощи в наполнении этой новой рубрики раздела «Храмы и общины». Некоторые согласия не ведут какой-либо активной общественной деятельности. Другие слишком законспирированы. Приходы третьих территориально малодоступны. Тем не менее дорогу осилит идущий. Мы ждем от читателей пожеланий по совершенствованию раздела, а также информацию о старообрядческих общинах, храмах и прочих объектах, которая поможет наполнять и уточнять эту карту. Почта сайта: admin@ruvera.ru.
+ Моленная староверов-безпоповцев федосеевского согласия
Москва, Измайловское шоссе, 3Ас2
Моих фото нет, вот для ориентира фотография Шурова Олега (в каталоге без его ведома лучше не использовать, он ругаться будет): http://img-fotki.yandex.ru/get/9667/27493423.90/0_d3bef_846623aa_XXXL
https://maps.yandex.ru/-/CVwtuYmp
+ Крестовоздвиженская моленная староверов-безпоповцев Федосеевского согласия
Москва, ул.Преображенский вал, д.17Б
Фото (автор я, можете использовать в каталоге на сайте Русская Вера):
http://img-fotki.yandex.ru/get/6845/268387887.12/0_111470_1d8ada94_orig
http://img-fotki.yandex.ru/get/16189/268387887.1e/0_11b8f9_e18b1fb_orig
https://maps.yandex.ru/-/CVwpmO4-
+ Успенская моленная Московской Общины Древлеправославной Поморской Церкви
Москва, Преображенский вал, д.25с9
Фото (автор я, можете использовать в каталоге на сайте Русская Вера):
http://img-fotki.yandex.ru/get/4209/268387887.5c/0_15ccf4_96e7d1da_orig
http://img-fotki.yandex.ru/get/16118/268387887.15/0_1148ac_d92fd57c_orig
http://img-fotki.yandex.ru/get/6819/268387887.12/0_11143b_bfb717d2_orig
http://img-fotki.yandex.ru/get/15505/268387887.15/0_1148b2_3e035626_orig
http://img-fotki.yandex.ru/get/17835/268387887.1e/0_11c749_401a61df_orig
https://maps.yandex.ru/-/CVwpiS1r
Очень хороший раздел "Храмы и общины"! Информация о храмах всех старообрядческих согласий, действительно, нужная! Спаси Христос! Знаю, что этот раздел помог людям найти дорогу к храму старообрядческому, который ближе им по месту жительства.
Дорогая Русская Вера, а как же так вышло, что на карте старообрядчества нет единственного в РПсЦ монастыря — Николо-Улейминского женского монастыря? На территории которого целых три старообрядческих церкви. Вот он: https://maps.yandex.ru/-/CVwpAD8t
Мне кажется, Сергий прав и можно внести вопрос о включении в карту и старообрядческих монастырей и скитов, теперешних и бывших. Это, конечно, отдельная и большая работа. Таких монастырей было много и у них отдельная очень интересная история, которая практически нигде сейчас не публикуется.
На территории Николо-Улейминского монастыря целых три храма, даже в рамках структуры данных текущей карты эта информация подходит. Не знаю, правда, насколько "публичны" эти храмы.
Добавлять можно, ведь такая же ситуация в Белой Кринице (Украина): монастырь и три храма. Они сейчас есть в базе.
Разве Николо-Улейминский монастырь единственный? Есть еще Покровский древлеправославный девичий монастырь в Боровске. И он гораздо более яркий по своей истории и по своей деятельности, чем Николо-Улейминский. Правда они священноначалие РПсЦ не поминают, но тем не менее находятся в ее составе.
Во всех официальных источниках за РПсЦ только Николо-Улейминский монастырь числится. Про Покровский в Боровске читал, но не очень понял его статус и отношение. Но все равно на карту бы его нанести надо тоже.
Вот этот монастырь на карте: http://vk.cc/4uPiaX
Вот карточка на сайте "Храмы России" http://temples.ru/card.php?ID=8762
Нет, Покровский древлеправославный девичий монастырь тоже есть в официальных источниках РПсЦ, просто, поскольку они "не поминающие", то и их, соответственно, мало где упоминают. Но контакты его, тем не менее, имеются на сайте РПсЦ: http://rpsc.ru/contacts/kaluzhskaya-oblast/borovskij-zhenskij-monasty-r/
В июне 2005 года ныне покойный митрополит РПсЦ Андриан признал общину боровских инокинь монастырем РПсЦ и, насколько мне известно, никто их этого статуса не лишал
Кстати, пожелание сайту "Русская вера": действительно, расскажите о Покровском древлеправославном девичьем монастыре, об его обустройстве, возрождении храмов, о его духовной жизни, о его монахинях. О Николо-Улейминском монастыре у вас было несколько интересных публикаций, а Боровском — только одна, и та давно. А ведь в этом году у них 10-летний юбилей. Но старообрядчество о них молчит.
Доброго здоровья! Не могли бы вы поделится информацией о Боровской женской монастыре (на почту сайта). К сожалению, в последние годы инокини обители ведут крайне замкнутый образ жизни, нет никакой информации по устройству и обычаям обители.
Отличное начинание. Действительно, каждое согласие норовит загнуть информационный мир строго под свои взгляды и ограничения, даже тот мир, который его непосредственно не касается. В результате какие-нибудь бородатые активисты начинают орать, что такая-то статья или автор в их деревне соборно признана ересью, поэтому надо срочно удалить статью, а заодно её автора и того, кто его опубликовал. Наверное, им кажется, что все сайты должны быть подобны официальным сайтам их согласий: сухая подборка редких однотипных новостей типа "Такого-то числа владыка такой-то посетил с архипастырским визитом приход такой-то, отслужил службу, ему сослужил диакон такой-то, на часах поставили во чтецы отрока такого-то, поблагодарил настоятеля за труды, всем налили, закусили, славно древлепотусили".
А хочется действительно почитать обо всех, о разных взглядах, совершенно противоположных, чтобы была площадка где ни один бородатый активист не может заткнуть другого потому, что не согласен. Такой ресурс интересен и полезен.
принцип многополярного старообрядчества = экуменическая "теория ветвей":(
Такой ресурс интересен и полезен — в первую очередь новообрядцам, любящим посмеяться над "постоянно дробящимися раскольниками":(
Старообрядчество такое какое есть, и многополярным его сделали не никониане, а сами старообрядцы которые даже в рамках одной иерархии дробятся на согласия из-за несогласий (РПсЦ, ДЦХБИ и т.п.). И если вы считаете, что одни старообрядцы могут быть интересны другим или вообще не старообрядцам только для "посмеяться", то получается вы ради хохмы выступаете с лекциями перед единоверцами (http://www.oldrpc.ru/news/1096/) или на других мероприятиях совместно со старообрядцами не вашего согласия?
"Многополярным" старообрядчество сделали как раз никониане, создавшие обстановку гонений во 2-й пол. 17-го — 18 вв., в которой невозможно было собираться на всеобщие Соборы для разрешения возникавших духовных вопросов. Отчего в разных местах одни и те же проблемы были решены по-разному. И, устал уже повторять, не выступаю регулярно ни перед единоверцами, ни перед староверами иных согласий. Один раз пригласили, откликнулся, а больше,наверное,не пойду, чтоб потом такие как вы мне больше этим не "тыкали".
А раздор 2007 года тоже никониане подстроили?
А разделение на неокружников и окружников в 19-м веке тоже?
А насчёт выступлений — так я вас не упрекаю, это вы зачем-то сами осуждаете то, что сами же делаете.
Эх! Вот бы больше человечности! А бородатые это очень хорошо,Господь Исус тоже бородатый был. И нам значит християном борода очень очень нужное и важное дело! Ну а по поводу полярности -тут апостол Павел говорил -что будут разделения это для того чтобы выявился искусный. Так что меньше споров,больше дела-изучения и делания,да поможет Господь Бог!
В своё время митрополит Корнилий публично заявил, что смутивший некоторых в 2007-м году поцелуй с покойным Алексием 2-м был провокацией со стороны последнего. Про роль синодальных деятелей в раздоре неокружников масса материалов в журнале "Братское слово",2-я пол. 19 в.,поизучайте как-нибудь. И сами мы конечно никаких раздоров не делаем, их делают безосновательно покидающие Церковь.
То есть вы как бы никаких раздоров не делаете и расколов, а вот все кто с вами не согласны — вот они-то и есть настоящие раскольники и раздорники. Браво.
Такой вот интересный вопрос, о.Александр. Правильно ли делают РДЦ, что часто умалчивают, что Покровский храм на Павелецкой раньше принадлежал Белокриницкому согласию. И правильно ли делают представители РПсЦ, что умалчивают, что храм Лиговской общины принадлежал не им, а неокружникам? И что у РПсЦ есть храм в пользовании у РПЦ.
Факты не очень популярные и известные. Как вы считаете, правильно, что они такие неизвестные?
Простите,дальнейший разговор лично с вами не имеет никакого смысла. Спрашивайте у кого-нибудь ещё.
Что-то не так с вопросами, отец Александр?
однако, тезка плохо у тя со знанием Символа Веры и Бога не боишися… розга без лозы
К сожалению, действительно, на официальных ресурсах РПСЦ нет информации о первоначальной принадлежности храма нынешней Лиговской общины, ни даже имен священнослужителей храма и епископа его освятившего. А такую информацию принято указывать априори.
> однако, тезка плохо у тя со знанием Символа Веры и Бога не боишися… розга без лозы
Если это в мой адрес, то что не так конкретно?