В VIII-IX вв. было множество исповедников и мучеников, охранявших чистоту христианского учения и неустрашимо возвышавших голос в опровержение возникавших одно за другим заблуждений. Среди прочего свирепствовала ересь иконоборчества, производившая сильное смятение на Востоке. Казни и пытки за иконопочитание почти не прекращались, но православные не отступали ни перед какими мучениями и защищали право почитать Господа и Его святых в их изображениях. Одним из претерпевших за иконопочитание жестокие истязания и изгнание был исповедник Никола (792-868 гг), игумен Студийского монастыря. 17 февраля 2018 года исполняется 1150 лет со дня его преставления.
Преподобный Никола родился на острове Крит в селении, называемом Кидонией. Родители его были христиане, и уже в раннем детстве он был отдан обучаться слову Божию. Когда отроку исполнилось десять лет и он уже достаточно навык в чтении священных книг, родители отослали его в Константинополь, к дяде, блаженному Феофану, который был иноком в Студийской обители. Феофан любезно принял своего племянника и отвел его к игумену Студийской обители, преподобному Феодору. Преподобный Феодор, провидя, что отрок будет избранным сосудом Божиим, благословил его и велел ему до времени оставаться вне монастыря, в особом здании, где помещалось училище для юношей. Когда же Никола повзрослел, игумен, видя его благоразумие и равно кроткий и смиренный нрав, поместил его внутри монастыря и постриг в иноческий чин. Через несколько лет Никола был удостоен и священного сана.
Сюда же в Студийскую обитель пришел к Николе и родной его брат по имени Тит. Он бежал с острова Крит после нападения на остров сарацин и пришел к брату с печальной вестью, что родители их уведены в плен. Тит с великой скорбью и слезами передавал это известие брату. Никола, получив столь скорбную весть, хотя и болел сердцем о родителях, но старался утешить брата, увещевая его не скорбеть:
Так угодно было Богу, — говорил он брату, — ибо без воли Его не падает и волос с головы (Мф. 10, 30 и Лк. 12, 7). Он знает, что делать для пользы человека. Посему возложим на Него нашу печаль и промышление о наших родителях. Нам же нужно самим заботиться о том, чтобы не быть плененными похотью плотской и прелестями века сего, и чтобы рука невидимых врагов не отвела нас в землю тьмы и мрака непросветного.
Тит умилился и утешился этими словами брата, вскоре он был пострижен и сам сделался добрым иноком.
Во время жестокого гонения, воздвигнутого византийским императором Львом Армянином (813 — 820) на почитающих святые иконы, преподобный Никола разделил участь преподобного Феодора Студита: их неоднократно заключали в темницы, всячески истязали и глумились над ними. Однако они ревностно продолжали распространять православие среди христиан. С воцарением блаженной царицы Феодоры, управлявшей государством во время малолетства своего сына Михаила, иконопочитание было восстановлено и настало время относительного покоя. Преподобный Никола возвратился в Студийский монастырь и был избран его настоятелем. Однако затишье продолжалось недолго. Царица Феодора была устранена от управления, а к власти пришел дядя царя, нечестивый Варда.
Попытки патриарха Игнатия проявить свою духовную власть, и тем обуздать нечестивого Варду, оказались безуспешными. Напротив, он был лишен патриаршего престола и отправлен в ссылку. Не желая быть свидетелем торжествующего беззакония, преподобный Никола оставил Константинополь. 7 лет он провел в скитаниях. Затем как пленник он был водворен в Студийский монастырь, в котором два года провел в заключении, вплоть до смерти царей Михаила (855-867) и Варды. С восшествием на престол императора Василия I Македонянина (867-886) преподобный Никола был освобожден и по повелению царя снова принял настоятельство. За свою исповедническую и подвижническую жизнь он получил от Бога дар исцелений, который не иссяк и после его преставления в 868 году.
Так, супругу царя Евдокию постигла тяжкая болезнь, так что она, не получая никакой помощи от врачей и совершенно отчаявшись в своем исцелении, ожидала близкой кончины. Но вот однажды, забывшись во сне, она увидела старца в иноческом одеянии, сиявшего светом славы. Приблизившись к ней, старец сказал:
Уповай на Бога, ибо ты не умрешь ныне, но получишь исцеление и будешь здрава.
Проснувшись, она тотчас рассказала виденное во сне мужу и умоляла его призвать к ней из всех монастырей старцев, известных своей добродетельной жизнью. Вместе с другими старцами, приглашенными в палату к царице, явился и блаженный Никола, лицо которого сияло светом, как у Моисея. Царица узнала в нем старца, виденного ею во сне, и, встав, поклонилась ему, и тотчас сделалась совершенно здоровой. Тяжко заболела и другая женщина, по имени Елена, жена патриция Мануила. Она точно так же была близка к смерти и родственники приготовили уже для нее погребальные одежды; но блаженный Никола, придя поспешно к ней в дом, перекрестил рукой своей голову ее и все тело, и умирающая встала от одра болезни, совершенно исцелев от тяжкого недуга.
Комментариев пока нет