Выставка «Невьянская икона: история и современность»

В Инновационном культурном центре г. Первоуральска открылась выставка «Невьянская икона: история и современность». Экспозиция предоставлена Свердловским региональным общественным фондом «Возрождение Невьянской иконописи и народных художественных промыслов».

Икона Богоматери «Умиление» Владимирская. Середина XVIII века, ОГБУК «Челябинский государственный музей изобразительных искусств»

Невьянская икона — яркое явление старообрядческого искусства XVIII-XIX веков. Свое название феномен позаимствовал у города Невьянска — первой столицы уральских владений Демидовых и духовного центра уральского старообрядчества. В начале XVIII века после выгонок с Верхней Волги, Кержанца и районов, пограничных с Польшей, на Урал отправились массы старообрядцев, найдя покровительство заводских властей и возможность свободного исповедования веры по старым канонам и обрядам. Невьянский завод стал духовным центром старообрядчества. Именно здесь собрались лучшие династии иконописцев того периода: Богатыревых, Чернобровиных, Романовых, Филатовых, Малыгановых, Заверткиных. Они создали школу, которая стала феноменом художественной культуры горнозаводского Урала.

Икона «Богоматерь Казанская» с избранными святыми на полях: Ангел-хранитель, Симеон-Столпник. Невьянск, середина XIX века, ГАУК СО «Свердловский областной краеведческий музей»

Невьянская иконописная школа отличалась верностью принципам древнерусского искусства, выражающего свое видение мира в качестве творения Божьего. Икона воплотила идеал уральских мастеров об истине, добре и красоте. Во второй половине XIX века икона уподобилась предмету роскоши, символизируя богатство или социальное положение заказчика. Позолота и инкрустация вытеснили живопись. Этот период невьянской иконописи искусствоведы считают периодом упадка. История возрождения невьянской иконописной школы началась в 1994 году, с регистрации ЗАО «Старый Невьянск», обладающее эксклюзивным правом на технологию: «Способ получения уплотненной модифицированной древесины и изделий из нее» (Роспатент №209828), не имеющую аналогов в мировой практике. Благодаря особой технологии по обработке древесины получились первые объемные образы. При этом обработанная береста становилась гораздо прочнее и качественнее. Такие иконы, тогда еще небольшого размера, требовали художественной росписи: цвета и золота. Так начала формироваться иконописная мастерская.

В 2002 году на базе иконописной мастерской, при поддержке Фонда Губернаторских программ и правительства Свердловской области, был создан СРОФ «Возрождение невьянской иконописи и народных художественных промыслов». За время его существования подготовлен ряд мастеров-иконописцев мирового уровня, которые не только возродили традиционную Невьянскую иконопись, но и создали принципиально новое творческое направление — объемная икона на меди, украшенная камнями. Ими были созданы иконы для многих художественных коллекций и храмов России.

Икона «Патриаршее распятие с предстоящими святыми». Невьянск, третья четверть XIX века

В музее, созданном Фондом в 2003 году, представлена коллекция старообрядческих икон мастеров XVII-XIX веков. Здесь можно увидеть иконы практически всех направлений: от великолепной Невьянской подписной иконы «Спас Нерукотворный» до образцов простой народной иконы; от образа Богоматери Тихвинской, возраст которой насчитывает более трехсот лет, до икон начала ХХ века. Цель Фонда — не только дальнейшее развитие невьянской иконописи и народных промыслов, но и ознакомление жителей и гостей Российской Федерации с творчеством современных мастеров иконописи, культурным и духовным наследием прошедших эпох.

Выставка продлится до 14 мая по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, Государственное автономное учреждение культуры «Инновационный культурный центр», ул. Ленина, 18Б. Телефон: 8 (343) 288-76-54, e-mail: ikc@ikc66.ru.

Источник: pervo.ru

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля