Состоялся круглый стол о наследии преподобного Андрея Рублева

В рамках VII Санкт-Петербургского культурного форума в Доме архитекторов 15 ноября 2018 года состоялся круглый стол на тему «Наследие преподобного Андрея Рублева в деле охраны памятников в России». Его организовали Всемирный клуб петербуржцев (ВКП) и Союз архитекторов Санкт-Петербурга.

Круглый стол на тему «Наследие преподобного Андрея Рублева в деле охраны памятников в России»

Приветственное слово произнес председатель секции реставраторов Союза архитекторов Рафаэль Даянов. Член ВКП Владимир Дервенев отметил, что место проведения конференции символично: Санкт-Петербург находится на древней Новгородской земле, которая, в свою очередь, относится к русскому Северу, связанному с явлением Пресвятой Троицы преподобному Александру Свирскому. До 1917 года день рождения города отмечался в праздник Троицы, а «Троица» — самая известная икона кисти преподобного Андрея Рублева.

С основным сообщением выступил заведующий сектором церковной археологии Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева академик Олег Ульянов. Он напомнил, что в нынешнем году исполнилось 590 лет блаженной кончины великого иконописца Древней Руси:

Дни рождения святых в нашей Церкви никогда не отмечались. День рождения святого — это его кончина, в этот день он родился для Царствия Небесного.

Официальных торжеств по этому поводу не было, тем не менее дате был посвящен ряд культурных событий в некоторых городах России. Академик рассказал об истории в ХХ веке Спасо-Андроникова монастыря, где подвизался преподобный Андрей Рублев.

Заведующий сектором церковной археологии Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева академик Олег Ульянов

Вскоре после войны, 10 декабря 1947 года, в праздник иконы Пресвятой Богородицы «Знамение», Сталин подписал постановление о создании в бывшем монастыре историко-архитектурного заповедника имени Андрея Рублева. Но он так и не был создан — помешали хрущевские гонения. Правда, музей Андрея Рублева во времена Хрущева все же был открыт — помогли многочисленные ходатайства деятелей культуры, в том числе академика Михаила Алпатова, автора первой монографии о творчестве великого иконописца.

Роль советской власти в сохранении культурного наследия страны была двойственной: с одной стороны, забота о его сохранении всячески декларировалась, с другой — многое было продано за границу, в том числе искусные подделки, которые специально для этого и были изготовлены. В их числе были копии икон работы Андрея Рублева.

Тем не менее в советское время активно занимались и реставрацией икон: в 1918 году для выставки впервые «раскрыли» рублевскую «Троицу» и несколько других икон. В тот же период шла кампания надругательства над святыми мощами. В 1930 году состоялась беспрецедентная антирелигиозная акция массового сожжения икон в разных городах России. Тогда же в Москве был взорван Чудов собор. В рамках той же кампании икона Пресвятой Троицы была увезена из Троице-Сергиевой лавры и передана в Третьяковскую галерею.

Первым коллекционером произведений Андрея Рублева был преподобный Иосиф Волоцкий. Коснулся академик и спорных моментов биографии иконописца: сведений о нем сохранилось крайне мало, до сих пор идут споры о том, когда он родился, в каком году был пострижен. Доподлинно известна только дата его кончины — 17 октября 1428 года. Могила преподобного также утрачена: известно, что он вместе с другим иконописцем, Даниилом Черным, был погребен под монастырской колокольней, которая до наших дней не сохранилась. В 2003 году во время раскопок в Спасо-Андрониковом монастыре было обнаружено захоронение двух монахов, примерно 50 и 70 лет, и удалось установить, что останки их были перезахоронены. Существует гипотеза, что это и есть захоронение Андрея Рублева и Даниила Черного, но она пока не подтверждена и не опровергнута.

Ученый опроверг распространенное заблуждение, что сюжет «Троицы» разработан самим иконописцем, а до него на иконах Святой Троицы всегда изображались Авраам и Сарра:

Это не «Гостеприимство Авраама и Сарры», это другой иконографический сюжет, и он бытовал ранее, — подчеркнул он, предоставив в доказательство многочисленные иллюстрации.

Докладчик ответил на вопросы слушателей — иконописцев, реставраторов, искусствоведов, в том числе сотрудников Эрмитажа и Русского музея.

Источник: mitropolia.spb.ru

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля