Деревянная скульптура протопопа Аввакума конца XVIII века с отломанной правой рукой с двуперстием, фрагмент иконостаса «Апостол Петр» — пожалуй, главное, ради чего стоит прийти в екатеринбургский музей наивного искусства, открывшийся в ноябре. Впрочем, это далеко не единственные экспонаты, способные привлечь старообрядцев и всех, кто интересуется наивным искусством, в том числе и народными иконами.
Новый музей появился в уральской столице — ничего подобного ни в Екатеринбурге, ни во всей Свердловской области, а наверное, и во всех городах Большого Урала нет. Он создан из коллекции картин, икон и скульптур наивного искусства, собранной действующим мэром Екатеринбурга Евгением Ройзманом — он подарил ее родному городу при условии, что муниципалитет выделит постоянное помещение, в котором и будут размещены уникальные народные или, как их чаще называют, наивные полотна.
В первый день собиратель-градоначальник лично провел гостям экскурсию. Вернее, экскурсий было несколько — дело в том, что одномоментно вместить всех желающих увидеть новый культурный объект и услышать рассказ о его «начинке» от самого собирателя здание не могло. С рассказами, перемежаемыми тонким юмором, сотни посетителей обходили зал за залом и этаж за этажом…
Наив всегда добрый, без агрессии, — отметил, начиная свой рассказ о формировании коллекции, Евгений Вадимович. — Здесь собраны работы художников-самоучек со всех районов области.
Переходя из зала в зал, где размещались «наивные» экспонаты с деревенской и бытовой городской тематикой, мэр-экскурсовод акцентировал внимание на отдельных полотнах, при этом, когда пришел черед залов с религиозным содержанием, его рассказ стал более подробным — было ясно, что эта сферы искусства ему по-особому близка. Посетители нового культурного учреждения узнали в этот день, что еще в конце XVII века всюду на Русском Севере в церквах и часовнях возводились тябловые иконостасы, местный ряд которых, наряду с живописными иконами, занимали скульптурные изображения Николы Можайского, Параскевы-Пятницы, Георгия Победоносца, святой Екатерины, размещенные в отдельных резных киотах со створами.
Декоративная скульптура при этом чаще всего использовалась в навершии иконостаса, где в «вышнем тябле» по сторонам живописной иконы «Спас Нерукотворный» размещались плоскорельефной резные фигурки херувимов и серафимов. Основное число произведений русской культовой деревянной скульптуры, декоративное убранство сельских храмов, монастырских церквей и часовен создавались мастерами русского Севера — зачастую, старообрядцами.
В изобразительной манере, приемах скульптурной резьбы, образных решений в произведении Северной деревянной пластики XVII-XVIII веков прослеживается сильное влияние местной, народной в своей основе, художественной культуре. Многим эти факты были неизвестны, как и то, что на антикварном рынке в конце XX века оказались фрагменты иконостасов и храмовая деревянная скульптура, которую Ройзман назвал «синтезом древнерусского мировоззрения, народного православия, культурных и языческих влияний».
Наравне со скульптурой гостей впечатляли — конечно, своей искренней народной простотой, — иконы в основном XIX века «Христос в терновом венце», «Мученики-воины Флор и Лавр», «Великомученик Пантелеймон», «Иоанн-воин», «Христос в темнице с орудиями страстей», «Апостолы Петр и Павел». И хотя можно спорить с тем, что некоторые из представленных ликов могут заинтересовать верующих, увидеть их, наравне с другой старорусской духовной атрибутикой, мыслящим людям просто необходимо.
Фоторепортаж автора
Комментариев пока нет