Летом 2014 года постановлением главы администрации Миасского городского округа образована комиссия по созданию мемориального объекта на территории старообрядческого кладбища в южной части города. Кладбище давно находится в запущенном состоянии, некоторые захоронения на нем уже невозможно найти.
Как рассказал Валентин Вертипрахов, заместитель главы администрации г. Миасса, создана рабочая комиссия, которая занимается данным вопросом. Вся работа ведется в тесном контакте с протоиереем Вячеслав Зобниным, настоятелем храма РПСЦ во имя Покрова Пресвятыя Богородицы в г. Миассе.
Уже проработаны первые эскизные проекты по обустройству мемориала: предлагается отвести участок земли под возведение самого мемориального комплекса, сделать забор или земляной вал, чтобы на территорию не попадали бродячие животные, установить мемориальный знак в виде креста, а также привести в порядок все надгробья, которые еще сохранились, все, что можно, восстановить.
В связи с этим комиссия предлагает всем миасцам, кто заинтересован в восстановлении кладбища, внести свои предложения по его обустройству, принять участие в разработке проекта. Предполагается, что старообрядческий мемориальный комплекс станет своеобразным знаком уважения, почитания тем людям, которые были первостроителями Миасса.
Достоверных данных о том, что основатель Миасского медеплавильного завода Ларион Лугинин относился к старообрядцам, нет, но предположение такое существует,
— рассказала директор Миасского краеведческого музея Алла Овчинникова.
Работы первого этапа планируется завершить уже ко дню рождения Миасса в ноябре.
Первые сведения о старообрядцах в Миасском заводе относятся к 1807 году, когда встал вопрос о строительстве православной церкви. Священники РПЦ тогда проводили перепись для уточнения, сколько человек придерживается старых религиозных традиций, а сколько — новых. На тот момент выявилась небольшая группа староверов, их отнесли к пугачевцам, которые скрывались в миасских лесах.
Количество старообрядцев в Миассе постепенно увеличивалось, к середине XIX века в Миасском заводе проживали около 500 старообрядцев. Однако они всегда испытывали гонения, им не разрешали строить церкви, и потому в 1819 году староверы возвели часовню в усадьбе Андрея Дорофеева. С выходом закона, даровавшего некоторые права приверженцам древлеправославного уклада, в 1895 году «миасские староверы построили вместо деревянной каменную церкву большого размера без окон на улицу и без наружных крестов на кровле».
Церковь была сооружена на средства купцов И. Чеканова, В. Юркина и мещанина В. Михайлова. Находилась по Почтовому переулку, ныне это улица Малышева. В 1936 году здание храма было национализировано и переоборудовано под типографию. В 60-е годы его разрушили, а на том месте построили гаражи. После закрытия церкви служба совершалась в доме по улице Березовской. Во время войны этот храм был единственным действующим в городе и потому миассцы, родившиеся в те годы, крещены по старому обряду.
Лишь в декабре 1995 года был заложен первый камень в основание храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Миасса, который действует в наше время. Освящение же храма состоялось в декабре 1999 года.
К середине же XIX века миасская старообрядческая церковь Белокриницкого согласия стала центром для трех уездов Оренбургской губернии. Ее прихожанами были жители более 30 селений и городов, старообрядческую церковь посещали до 1000 и более жителей. На территории Миасского завода, в районе Тургояка, находился и женский старообрядческий Никольский монастырь, о существовании которого долгое время не знали официальные власти. Закрыли монастырь с приходом в Миасс Советской власти.
Сотрудники Миасского краеведческого музея по летописи Петропавловской церкви и надгробьям, сохранившимся на кладбище, составили список из более чем ста фамилий старообрядцев, которые жили на территории Миасского завода. Среди них много фамилий известных людей, которые внесли весомый вклад в развитие будущего Миасса.
Прошлым летом было проведено обследование кладбища, в результате которого выявили более ста захоронений, остальные уже отыскать невозможно — они со временем ушли в землю. Также было установлено, что последнее захоронение на старообрядческом кладбище было сделано в 1947 году.
Комментариев пока нет