Мастера со всей Сибири представили свои ремесленные работы на Шукшинском фестивале

Россыпь оригинальных идей, самобытного творчества, место притяжения для тех, кто любит украшения и одежду из натуральных материалов. Площадь мастеров, развернутая в Сростках в дни Шукшинского фестиваля, собрала 40 лучших народных мастеров со всей Сибири и тысячи туристов.

Выгрузившись из автобуса на главной сростинской площади в день закрытия Шукшинского фестиваля, мы тут же поспешили к ярмарочным рядам. Чего здесь только нет! Хочешь свирель, картуз, корону, сарафан или шкатулку? Все есть, только успевай бери, не прозевай свое счастье! Ведь больше такой вещицы ни у кого не будет. Только у тебя.

Наметанным глазом сразу выхватили оригинальную керамику с северной тематикой Светланы Лебедевой, приехавшей на Алтай из Югры. Довольно необычные фигурки людей без лиц в одежде охотников.

— Вероятно, это какие-то тотемчики? — спрашиваем мы мастерицу.

— Это наш северный народец без лиц: охотник и его женщина Эква. А рядом — героиня северных легенд — женщина-птица Кук-кук (кукушка). Когда-то кукушка была человеком, но боги ее прокляли и превратили в птицу, с тех пор она не простая птица, а та, которая осуществляет связь между шаманом и богами, она царь-птица. Когда прилетает кукушка и начинает куковать, все остальные птицы замолкают. Три маленькие птички высиживают ей кукушат. А вот еще обратите внимание на горшки, декорированные рыбьей кожей. Орнамент символизирует гнездо, которое в свою очередь олицетворяет семью. Есть еще декоративные керамические сосуды с северными птицами (феникс, глухарь — хранитель сна). Обо всем сразу не расскажешь, у меня материала фольклорного на диссертацию.

Мастер из Тульской области Надежда Черкасова поразила нас своими необычными куклами. Вот девчушка в ажурной шали, а вот и мальчонка в праздничном кафтане. Всего два десятка кукол, и каждую хочется взять в руки, потрогать, что из чего и как сделано.

— Нельзя в руки брать: куклы интерьерные. Я над каждой не одну неделю работала. Даже жалко как-то их продавать, все-таки у меня целая коллекция сформировалась, потом трудно будет восстанавливать. Это так называемая артельная кукла. Ее делали в начале прошлого века. С их помощью молодая Россия зарабатывала валюту! В Европе и Америке были созданы каталоги, по которым мастера отшивали кукол. В 90-х годах этот промысел был возрожден. Московский коллекционер Елена Елагина создала каталог артельных кукол, и по ним мастера возрождают их. У меня есть авторские наработки артельных кукол и реплики, которые я создаю по известным каталогам. Та парочка, что вам понравилась, — это Гриша с Акулиной, жених и невеста. Гришка дарит Акулине подарочки, чтобы она согласилась выйти за него замуж, — рассказала Надежда Черкасова.

Барнаульская художница Катерина Витвинова, чьи картины сейчас украшают межрегиональную выставку «Сибирь-XIII», совершенно загипнотизировала своими картинами, выполненными в наивном стиле. На память о них мы взяли себе магнитик. Екатерина нас просто так не отпустила и попросила вытянуть из колоды карточек свою, с маленькой копией картины, внизу под которой придуманная автором подпись. У меня вышло: «В тебе больше нет этого».

— Подумайте, о чем это. Но больше одной вытягивать нельзя, а то не сбудется.

— Как здорово вы придумали! Прямо настроение подняли.

— У меня еще игра есть. Я изучила карты Таро и придумала свою игру с предсказаниями, — ответила Катерина.

В соцсетях на своей страничке Катя опубликовала видео по следам Шукшинских дней на Алтае, где признается в любви к Алтаю.

Мы уже совсем собрались уходить с площади, налюбовавшись народным творчеством, как приметили алтайскую мастерицу Тамару Наговицыну. Она нам рассказала, что на сельском стадионе десять народных мастеров из разных регионов России расписывают лавочки, которые потом установят в Сростках в общественных местах. Такая акция впервые проводится за время существования Шукшинского фестиваля.

Тамара Наговицына сначала хотела выполнить узор в шукшинском стиле, но урало-сибирская роспись, в которой она практикуется, почитай, 40 лет, пересилила.

Какие волшебные мотивы выходят из-под кисти этой мастерицы на матрешках, самоварах, шкатулках, картинах! Глаз не оторвать. И все-то вещицы не простые, у каждой своя мифология. Возьмешь такую домой, и засияет горница благодатным светом.

— Есть у меня триптих «Земля обетованная» и «Беловодье». В XVIII веке на Алтай из Нижегородской, Орловской и Тамбовской губерний стали переселяться старообрядцы, они ехали в поисках Беловодья — рая на земле. Говорят в народе, что тех людей, которые достигли этой страны, больше никто не видел. А некоторые, у кого терпения не хватило, остались в Уймонской долине. Там и сейчас проживают их потомки. Беловодье не всем открывается, — говорит Тамара Наговицына.

Удивительным орнаментом нас привлекли работы Татьяны Остапенко из Новосибирской области.

— Это городецкая роспись? — решили мы блеснуть интеллектом.

— Ни в коем случае, просто ничего похожего. Изображение дерева — распространенный фольклорный сюжет. Его часто использовали и в древние времена, и в Средние века. История о мировом древе популярна и в наше время. Большое влияние на Русь оказало искусство Скандинавии и Византии. Веяние Средневековья заметно в русской росписи, например новгородской. Это можно увидеть в различных узорах, которые словно сплетаются в единые узелки, — пояснила Татьяна Остапенко.

— Ох ты! Какая шкатулка! — всплеснула я руками, увидев деревянный прямоугольник с хитрым замочком и народной росписью, в центре которой куница.

— Если разгадаете загадку, получите шкатулку на 100 рублей дешевле, — предложила омская мастерица Маргарита Пазилова.

Я вытянула загадку из вороха других. Она оказалась про шкатулку! Потом еще долго по дороге домой я показывала ее коллегам, с завистью оценивавшим мою покупку. Вместительная и красивущая!

Маргарита Пазилова у себя на родине ведет кружок по художественной росписи. Шукшинскую лавочку она оформила в стиле олонежской росписи. Идею мастерице подсказали девушки, исполняющие на фестивале олонецкие песни. Главное отличие олонежской росписи — яркий голубой фон и красные цветы.

Кроме того, Маргарита шьет рюкзаки, сумочки и украшения, которые расписывает вручную. В Алтайский край на фестиваль она приехала вместе с дочерью — тоже народной мастерицей, которая, по словам мамы, уже превзошла ее во всем. Семья Пазиловых здесь не в первый раз. Мастерицы часто бывают на Алтае в качестве туристов, а также приезжали с мастер-классами в Чарышский район.

У каждого из мастеров получилась уникальная лавочка: цветы, узоры, птицы, жостовские мотивы и даже сценка из рассказа Шукшина «Сапожки».

Жалко, что газетной площади не хватит, чтобы рассказать обо всех самоцветах сростинской ярмарки. Думаем, что фотографии дополнят то, что мы не смогли выразить словами. Обязательно побывайте в следующем году на фестивале и составьте свое мнение о народных мастерах и их изысках. Возможно, и сами заразитесь какой-нибудь идей. Ведь не все мастера имеют профессиональное образование, главное — чем-то загореться.


Источник: www.ap22.ru

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля