13 декабря, на праздник св. апостола Андрея Первозванного, в московском храме Покрова Пресвятой Богородицы (РПЦ МП) в Рубцове митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) возглавил Литургию по древнерусскому чину.
За богослужением ему сослужили клирики рубцовско-покровского храма протоиерей Иоанн Миролюбов и священник Андрей Фастов, а также духовенство Русской Православной Церкви: настоятель единоверческого храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода архимандрит Иринарх (Денисов) и клирик этого храма священник Евгений Саранча, настоятель старообрядного храма свт. Николы на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма Новомучеников Церкви Русской в Строгино протоиерей Георгий Крылов, клирик храма Владимирской иконы Божией Матери в Куркине священник Михаил Желтов, настоятель Покровского единоверческого храма села Малое Мурашкино Нижегородской области священноинок Сергий (Гапонов).
Диаконское служение совершал клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке иеродиакон Николай (Оно).
За службой пели два клироса: правый мужской под управлением Д.А. Григорьева и левый женский (головщик В.Ю. Григорьева). Они исполняли древнерусские знаменные песнопения Литургии наонной традиции по дораскольной певческой рукописи. Как известно, наонное пение является наиболее древним из ныне употребляемых видов литургического знаменного распева и используется главным образов у старообрядцев-безпоповцев.
Как сообщают очевидцы, чинопоследование архиерейской службы в старообрядных приходах РПЦ некоторыми деталями отличается от принятого в поповских старообрядческих согласиях (РПсЦ и РДЦ): при подготовке службы учитывались как научные разработки по древнерусской литургике, так и практический опыт совершения архиерейских служб в единоверческом Михаило-Архангельском храме, где каждый год по старому обряду служит митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). Исследовательская работа литургистов-медиевистов в этом направлении продолжается.
На торжественную Литургию собралось множество прихожан: небольшой храм едва вмещал всех молящихся, перед которыми теперь предстал новый иконостас. Художественный эскиз его проекта был утвержден Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, поскольку храм Покрова в Рубцове имеет статус Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции.
В архипастырском слове владыка Иларион отметил особое значение апостола Андрея для Русской Церкви:
Стопы святого апостола освятили земли Святой Руси: и Крымскую землю, и Киевские холмы. По преданию, апостол Андрей дошел и до древнего Новгорода. Наша святая Церковь, которая, как и другие древние Церкви, ведет свое происхождение от апостольских времен, бережно сохранила эти предания: мы прославляем святого апостола Андрея Первозванного как небесного покровителя и заступника Святой Руси. Неслучайно на протяжении веков апостол Андрей пользовался на Руси особым почитанием; неслучайно он считался покровителем нашего воинства и военно-морского флота, и наши корабли выходили в море и одерживали победы под флагом с Андреевским крестом… Святой апостол Андрей Первозванный был первым крестителем русского народа еще до святого князя Владимира. Именно он первым заронил в нашу землю семя христианской проповеди, принесшее впоследствии столь обильные и благословенные плоды.
Митрополит Иларион отметил, что радуется возрождению Покровского храма в Рубцове и тому, что его община растет и развивается:
У православных москвичей есть возможность приобщиться здесь к старому обряду, услышать древнее благодатное знаменное пение и помолиться так, как много веков назад молились наши предки. Храни вас всех Господь!
В ответном слове руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции протоиерей Иоанн Миролюбов поблагодарил владыку за торжественное богослужение и за архипастырское внимание к старообрядному движению в Русской Православной Церкви:
Своим служением такие приходы доказывают, что сегодня потребность в их существовании есть. Образ Святой Руси вызывает у нас самые глубокие переживания и память — это наша жемчужина, к этому идеалу стремится наше сердце, и благодаря Вашему попечению и Вашей помощи мы имеем возможность именно в Русской Православной Церкви молиться по древнему обряду в единстве с нашей иерархией. Выражаем надежду, что Вы и в будущем нас своей молитвой и вниманием не оставите, владыко святыи. Помоги Вам Господь.
В качестве памятного подарка митрополиту была преподнесена недавно изданная в Санкт-Петербурге книга «Московские Соборы эпохи падения Московского Патриархата в XVII веке», в которой впервые опубликованы многие послераскольные документы: все соборные акты за период от Большого московского собора 1666-1667 гг. до упразднения патриаршества в 1700 году.
Митрополит Волоколамский Иларион — руководитель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП), председатель Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством.
В недавнем интервью нашему сайту митрополит Иларион ответил на ряд вопросов, касающихся диалога между Русской Православной Церковью и Русской Православной Старообрядческой Церковью, рассказал о своем отношении к старому обряду, а также высказал свое мнение по некоторым другим актуальным проблемам современной жизни.
Фото А. Дебабов
Очень радостно. Постепенно, шаг за шагом, старообрядные приходы Русской Православной Церкви будут укрепляться, появятся новые, будет расти число прихожан, наладится подготовка и обучение священников, развернется просветительская деятельность. Пусть этот процесс не быстрый, но это единственный путь.
Согласен, дай Бог так и будет.
И вы считаете, что можно доверять гражданину Алфееву? Как вы могли впустить экумениста, поклонника католической ереси к древней православной вере, к Таинству Божественной Литургии. Если бы было знаковое публичное ПОКАЯНИЕ, мiроотречение…а так это попытка слуг антихриста (в лице Алфеева) победить конкретные древлеправославные общины, чтобы они перестали быть ими ПО СУТИ, ПО ДУХУ…это духовное единство с еретиками, это осквернение собраний и оскорбление Святаго Духа Божия…нарушение правил Святых Соборов и заповедей Господних и апостольских…неужели история церковная ничему не научила? Таким путем гибнут собрания, отпадая от Тела Христова — от Святой Соборной Апостольской Церкви!
Вообще-то м.Иларион служил в старообрядном храме РПЦ. Отбой тревоги.
Очень рад за возврат к Преданию среди Синода. Правда не пойму, почему епископа нет?
Странно, что среди священников не было игумена Петра (Васильева), настоятеля храма Николы в Студенцах. Там же тоже действующий старообрядный приход.
О. Петр служит у себя в храме и на гастроли не ездит
Не знал, что служба священников вне своего храма называется «гастролями».
Не старообрядных, а старообрядческих, или как правильно — единоверческих. Ну, позвали , он допустим с о. Игуменом Кирилом не хочет служить :)
Свежая прививка из глубины веков. Дай Бог вернуться в отчий дом!
Владимир, правильно как раз «старообрядных» приходов. Доказательство: http://www.oldrpc.ru/old-believe/list/
Но это не главное, а главное то, что это очень отрадно, что древнерусский богослужебный чин возрождается в Русской Православной Церкви.
Чин то возрождается…образ жизни древнего христианского благочестия теряется…особенной в Москве — в этом электронном концлагере!
> образ жизни древнего христианского благочестия теряется
Это везде — и в РПЦ, и в РПсЦ и в любой другой современной Ц. Наверное, даже где-нибудь в тайге староверы уже не те как раньше.
Но разве может время остановиться и ничего не меняться?
Реконструкторы — сейчас это модно
Ага… модно… на Рогожку на Жен Мироносиц как не придёшь, то так всегда и убеждаешься в модности реконструкторов. Там всех мастей — и поповцы, и безпоповцы. А какие сарафаны и рубахи… мммм… а придёшь на начало Всенощного Бдения (когда-нибудь в году) под Воскресенье = на службе токмо крылоса более-менее народ составляют. Выйдешь из храма после "Ныне отпущаеши..", зайдёшь в Трапезную — зато сколько там староверов = пруд-пруди…
Алексей, на праздник Жен-Мироносиц приезжает сотни людей с разных регионов России, например.
Не стоит так уж стоит сильно утрировать. После "Ныне отпущаеши" в общинной трапезной не кормят, а митрополичьей только после службы. Не хорошо сочинять небылицы с Вашей стороны.
Алексей, и к чему здесь вообще это повествование про сарафаны, рубахи, и про трапезную?
Какое отношение это все имеет к Литургии в Рубцове возглавленную митрополитом Иларионом?