Лекция о старообрядчестве… собрала полный зал

В рамках проекта «Урал в истории России» в конференц-зале свердловской областной библиотеки имени Белинского состоялась лекция кандидата исторических наук, доцента УрФУ Виктора Байдина «Старообрядчество на Урале в XVII–XVIII веках». Оказалось, жители Екатеринбурга так давно мечтали узнать об этом, что большой зал учреждения с трудом вместил желающих. Аншлага не ожидали ни организаторы, ни сам лектор…

Виктор Иванович Байдин во время лекции

Послушать лекцию о сторонниках дораскольного православия собрались около сотни человек. Оказалось, что тема интересует и молодежь, среди которой были не только студенты Виктора Ивановича, но и те, кто пожелал узнать что-то новое о феномене русской Церкви. Пришли сюда люди среднего и старшего возраста. Удивительно и в каком-то смысле закономерно, что за партами в этот день оказалось много людей пожилых: одни просто слушали, а другие, напротив, что-то сосредоточенно конспектировали, показывая тем самым свою заинтересованность феноменом староверия.

Как говорилось в аннотации к выступлению, «старообрядчество — сложное социально-культурное явление, возникшее в результате церковной реформы патриарха Никона. Преследования со стороны официальной Церкви и власти вынуждали старообрядцев бежать и селиться в отдаленных регионах русского государства, и Уральский регион являлся одним из крупнейших центров старообрядчества».

Предполагалось, что лектор ответит на вопросы о том, какими были уральские старообрядцы, как они жили и взаимодействовали между собой, как повлияли на судьбу региона, однако собравшейся публике пришлось рассказывать о самых азах староверия, в частности, о судьбе протопопа Аввакума, его сибирской ссылке, которая частично затронула и Урал. Протопоп был здесь проездом и останавливался у единоверных своих братьев, живших по берегам озера Шарташ.

На лекции

Для наглядности Виктор Иванович подобрал иллюстрации, с сожалением признавшись, что подходящего фотоматериала по теме практически нет — «с трудом что-то нашли». Поэтому на экране зрители наблюдали фрагменты икон и карты прошлых веков. К сожалению, лекция не была структурирована должным образом — в полуторачасовое выступление автору хотелось уместить как можно больше, но учитывать приходилось и уровень подготовленности аудитории, и ограниченное время для выступления. Поэтому практически «через запятую» он говорил что-то про «вотчину поморцев» Таватуй, про Аятскую волость, про соузников протопопа Аввакума, про исход старообрядцев с Керженца, где, по его данным, когда-то было до полумиллиона сторонников веры «по-старому»…

— В любой религии преобладает бытовой уровень, поэтому неудивительно, что это отразилось и на старообрядцах, — говорил он, поясняя, что имеет в виду в том числе отношение к посуде, к пище, к иконам, посредством которых верующие «держат связь» с Богом. — Урал стал прибежищем старообрядцев во многом благодаря уникальному здесь преобладанию ресурсов — леса, полезных ископаемых, которые промышленники стали добывать и активно использовать в производстве.

И потому верующие, понимая, что пригодятся промышленникам, бежали сюда в поисках жизни и спасения. И находили таковые. А заводчики, принимая старообрядцев на работу, получали уверенность в том, что те будут хорошо и на совесть трудиться.

— Со временем вышло по пословице, что ни мужик — то толк, что ни баба — то согласие, — продолжил лектор, рассказывая о феномене беспоповства — множества направлений, которые отказались от священства. — И в начале ХХ века насчитывалось до сотни различных старообрядческих ветвей и ответвлений…

Интерес к этой лекции — серьезный повод нам, людям верующим, задуматься о том, какую информацию о себе мы рассказываем окружающим и достаточно ли ее? Люди, ничего не знающие о староверии, готовы задавать вопросы, чтобы услышать ответы, и потому пришли на выступление профессора. А какой проповедью Церкви и веры Христовой занимается каждый из нас? У многих, наверное, нет ответа…

Между тем интерес к заявленной теме — это еще и повод порассуждать о том, что современные старообрядцы недостаточно хорошо информируют о себе общественность. Другими словами, крайне слабо и чрезвычайно мало проповедуют Христа и свою Церковь. Вот и приходится людям, жаждущим знания о хранителях Православия, принятого еще князем Владимиром, довольствоваться редкими лекциями и выставками, которые готовятся, в подавляющем своем большинстве, людьми внешними, светскими, которые мало знают о хранителях Старой Веры и информацию о них преподносят выборочно, избирая то главное, что считают таковым.

Фото Олега Бажукова

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля