22 января 2018 года глава Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) открыл в Общецерковной аспирантуре имени святых Кирилла и Мефодия первые обучающие курсы для священников старообрядных общин — представителей направления единоверие в Русской Православной Церкви.
В настоящее время Патриаршим центром подготовлено к печати новое научное исследование — «Древнерусские песнопения Божественной Литургии святителя Иоанна Златоуста. Наонная редакция», включающее в себя и факсимильное воспроизведение крюковой рукописи XVII века. Издание имеет не только научное, но и большое практическое значение для церковных хористов и любителей знаменного пения. Вышло из печати и первое учебное пособие для начинающих в новой серии «Пение по древнерусским знаменам». На сегодняшнем богослужении прошла практическую апробацию еще одна книга, готовящаяся к изданию в Патриаршем центре — «Служебник святительский». Необходимость в издании такой книги зрела давно, так как в силу отсутствия на протяжении почти двух столетий архиерейских служб у старообрядцев живая традиция прервалась. Пришлось многое восстанавливать на основе древних письменных памятников, сообразуя при этом, где представляется необходимым, древние тексты с обстоятельствами последующего времени.
Митрополит Иларион отметил, что впервые встречается в таком близком формате с лидерами старообрядных общин. В семинаре участвовали более 30 представителей старообрядных приходов, в основном священнослужителей. Он также подчеркнул, что церковное разделение XVII столетия стало подлинной национальной трагедией, нанесшей «кровоточащую рану церковному и общественному организму». По словам митрополита, перед РПЦ стоит задача восстановления церковного единства и преодоления негативных последствий раскола.
Разобщенность старообрядчества не позволяет действенно решать такую задачу путем только переговоров с отдельными согласиями. Исторический опыт показал, что возможно единение старообрядцев с Русской и Вселенской Церковью через особую форму такого единения — создание единоверческих приходов, — сказал митрополит.
В продолжение своего выступления митрополит Иларион обратил внимание на то, что в настоящее время растет интерес к отечественной церковной традиции, происходит расширение единоверческих приходов.
Правильно ли развивается старообрядное движение, способствует ли оно своим служением тем функциям, которые возложены на него Церковной Полнотой? Мне бы хотелось видеть старообрядное движение интегрированным в общественную жизнь, обогащающим её литургическую составляющую, а не катализатором напряжений, путем к созданию сети замкнутых и внутренне самодостаточных приходов, — подчеркнул митрополит Иларион.
Как рассказал секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством протоиерей Иоанн Миролюбов, перед революцией 1917 года в России было 600 единоверческих общин. В конце советского периода их оставалось восемь, а сейчас — более 30. По сведениям Иоанна Миролюбова, в РПЦ переходят целыми старообрядческими общинами, как это недавно произошло на Урале — в Верхнем Тагиле, в Нижнем Тагиле, а также в Минске.
Учебная программа семинара состоит из лекций по истории раскола Русской Православной Церкви, актуальным вопросам взаимоотношений Русской Церкви со старообрядческими согласиями, проблематике церковного единства. Слушатели узнали об исторической литургике, древлехранении, задачах православного миссионерства.
В числе преподавателей — руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции протоиерей Иоанн Миролюбов, доцент кафедры богословия и литургики Общецерковной аспирантуры и докторантуры иерей Михаил Желтов, председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, епархиальный древлехранитель Московской городской епархии протоиерей Леонид Калинин, главный научный сотрудник Отдела рукописей и старопечатных книг Государственного исторического музея, заслуженный работник культуры Российской Федерации Елена Юхименко.
Завершили свою работу первые курсы для священников старообрядных приходов 25 января 2018 года.
Единоверие было учреждено в 1800 году императорским указом по представлению московского митрополита Платона (Левшина; 1737–1812 гг.) для тех старообрядцев, которые были согласны войти в подчинение Синоду, однако опасались оставить древние обряды. Единоверие предусматривало, что при сохранении старого богослужебного чина и древних обычаев единоверцы обязываются принимать священство от господствующей церкви и поминать за литургией новообрядческий Синод или патриарха, подчиняясь им. На сегодняшний день Русская Православная Церковь признает равночестными и равноспасительными древние и новые богослужебные обряды, считает древнерусское литургическое наследие «частью общей церковной сокровищницы и вселенского православного предания».
Люблю рассматривать фотографии….
1. М.Иларион пошил повседневную старообрядческую форму (хоть на однорядку денег пока не хватило). Везде в ней ходит или по особым случАям?
2-е фото — это юнош в лосинах стоит с архиерейским жезлом, или м.Иларион не знал куда его девать и поставил в угол?
3-е. У среднего отца в первом ряду интересный головной убор, на грузинский похож — кто знает что это?
4-5-е. Корочки солидные, за пять лет ВУЗа поскромнее будут..
Интересно, а как размещали столько людей, кормили-поили, не уж-то каждый сам по себе и за свой счет!
Актуальность архиерейского служебника сомнительна, с учетом того, что богослужебную литературу единоверцам, поди, приходится покупать "на стороне". Оно, конечно, надежней, но всё-таки…
/ Необходимость в издании такой книги («Служебник святительский») зрела давно, так как … у старообрядцев живая традиция прервалась. Пришлось многое восстанавливать на основе древних письменных памятников, сообразуя при этом, где представляется необходимым, древние тексты с обстоятельствами последующего времени./ — я перевел это как: " так как "поповцы" потеряли традицию, то мы — новообрядцы взяли на себя труд восстановить древний обряд в этой части, с нашими новинами, обусловленными "обстоятельствами последующего времени".
Это очень мудро — переводить с русского на русский чужой текст. В глаза не видя при этом Служебника святительского.
Как показывает практика последних лет, даже краткосрочные обучающие семинары ( стали распространены из экономии средств и невозможности оторвать людей от работы на полноценные курсы повышения квалификации) весьма полезны и для вроде бы умудренных опытом.. С учетом того, что старообрядные приходы "разбросаны" по регионам неравномерно, тем более важны не только теоретическая составляющая, но и живое общение участников, обмен опытом, да еще и в таком месте. Говорят только о.Петра с Таганки не видели. Да и цифры что то стали прыгать : раньше говорили о трех в конце советского периода (Малое Мурашкино, Украина, открытие в Михайловской слободе с закрытием на Рогожском), о теперь уже 8. А вообще то на сайте в разделе "Единоверие" давно бы следовало навести порядок : Сначала перечислить действующие приходы в России, затем зарубежные, потом двухъобрядные и уж потом бывшие. Неужели это так трудно? А то свалили все в кучу, да и неполную. И не было бы никакого разночтения.
Общение и обучение единоверцев надо переносить в онлайн: создавать группы, сайты, каналы в Телеграме, транслировать семинары через YouTube, выкладывать записи семинаров в хорошем качестве. Тогда всё пойдёт куда лучше.
Сейчас для просвещения и образования надо вкладываться не в стройку какой-нибудь воскресной школы, а в создание онлайн-школы, оплату труда преподавателей, разработчиков и администраторов. Это куда полезнее, чем возвести стены в какой-то точке страны до которой большинство не доедет даже в непосредственной близости.
Да, вы — идеалист, батенька!!! А как баблосы отмывать? На такой семинар можно списать пару "лимонов", и держать ситуацию под контролем. А выпусти в и-нет, попрутся все подряд на халяву, и каких знаний наберутся, поди проверь… потом вопросы начнут задавать, а надо вот так https://diak-kuraev.livejournal.com/1906827.html
можно ли озвучить — какие 8 приходов имеются ввиду?
Где еще 5 помимо перечисленных трёх?
Мыть и воровать на IT можно без проблем, тоже благодатная почва. IT всем хорош.
Я не знаю, откуда это появилось в сообщении. На семинаре и РЧ мне пришлось говорить много и по разным поводам, но ни разу про 600, 8 или 30.