В Куртамышском округе отметили пять лет с момента воздвижения памятного креста в деревне Коновалова. Почтить память погибших за веру жителей селения приехали гости из Кургана.
— Куртамышское старообрядчество появилось практически с основание Куртамыша. 280 почти лет назад, — рассказывает Станислав Батуев, директор Куртамышского краеведческого музея.
Нужно искать не церковь, а веру, — говорят гости — прихожане курганской Древлеправославной поморской церкви. Внимательно рассматривают музейные экспонаты. Некоторые переданы курганскими староверами.
— Ценное вот именно этот уголок староверья, потому что здесь непосредственно отражено и одеяние, и книга, вот аналой, стоит женщина у этого аналоя, и лампада, иконы, наши непосредственно староверческие, потому что наши иконы они особого вида, — рассказывает Анна Ильиных, уставщик Древлеправославной поморской церкви. — Он распростёр руки, он как бы прикован к этому кресту, а руками, как будто обнимает весь мир.
Директор куртамышского музея, автор монографии о местных старообрядцах Станислав Батуев рассказывает, традиционно в Куртамышской слободе селились последователи протопопа Аввакума, который за веру был сожжен на костре. На территорию нынешней Курганской области они пришли из соседних нынешней Свердловской и Тюменской областей.
— У нас в музее экспозиция рассказывает о куртамышских старообрядцах. Представлены предметы быта разных согласий, — рассказывает Станислав Батуев, директор Куртамышского краеведческого музея.
Главная цель путешествия курганских старобрядцев — посещение памятного креста, который установлен в деревне Коновалова.
От Куртамыша до Коновалова — всего несколько минут езды. Здесь почти триста лет назад, чтобы выразить свое несогласие с гонениями и доказать непоколебимость веры, семьдесят два жителя деревни совершили акт самосожжения.
— Деревня была основана старообрядцами, выходцами из такой же деревни Коноваловой, только Свердловской области, — объясняет Станислав Батуев. — Митрополит Тобольский Сильвестр издал указы против старообрядцев, чтобы искоренить старую веру окончательно в своей епархии, местный священник стал очень сильно притеснять старообрядцев и заставлять их переселяться на строе место жительства, стали забирать детей у старообрядцев.
У Александра Обласова в деревне Коновалова жили его предки. Бабушка Домна была той самой старой веры, которую она старалась передать своим потомкам.
— 72 человека, когда были сожжены здесь, значит, там, по-моему, больше половины — это были мои предки. Осталось всего после этого самосожжения мальчик и девочка и на сегодня этот род от мальчика и девочки идет до сих пор. Наш род. Мой отец был 10-е поколение. я — 11-поколение, — вспоминает Александр Обласов, депутат Курганской областной думы. — Сила веры какая была в то время. Хотя бы на сегодня мы придём к этому, то Россия будет еще крепче, сильнее.
— Вера — это также, как любовь к матери, к Родине, т.е. нельзя сказать, я сегодня люблю эту женщину, она будет моей матерью или эту. Т.е. вера — это как любовь к матери и Родине. Поэтому не надо вот думать, старообрядцы — это что-то особенное. Вера эта через века, через года, она хранится в наших семьях, передаётся из поколения в поколение. Лично вот мои потомки — 200 лет, я знаю про них, они 200 лет были староверами, — рассказывает Надежда Бардина, прихожанка Древлеправославной поморской церкви.
После молебна по погибшим за веру сельчанам, тем, кто помогает устанавливать памятный крест директор куртамышского краеведческого музея вручает благодарственные грамоты. И — снова в дорогу.
— Мы сейчас едем в Белоногово, в центр старообрядческой культуры, — объясняет Станислав Батуев.
В Белоногово стараются сохранить культуру старообрядческой поморской общины.
— Мы решили свою историю восстановить. Мы делали этой музей с 2006 года, собирали материалы, сделали, как усадьба-музей. Все люди, всем миром мы тогда делали, потом случился пожар, музей старинный мы молились и на крещенье, сгорела вся крыша, — рассказывает Анна Скоробогатова, руководитель Центра старообрядческой культуры в селе Белоногово.
Сейчас избу, которой больше ста пятидесяти лет, восстановили. Здесь бережно хранят предметы быта староверов: глиняную посуду, старинные утюги, лампы, филейные скатерти, образа. В музее-усадьбе проводят праздники и всегда рады гостям.
Источник: oblast45.ru
Комментариев пока нет