Книга А.В. Крамера «Причины, начало и последствия раскола русской Церкви в середине XVII в.» впервые была издана в 2005 году, на основе лекций, прочитанных автором в РХГИ. Второе издание вышло под названием «Раскол русской Церкви в середине XVII века» и расширено и дополнено новыми эпизодами и двумя отдельными главами.
Большой интерес вызывают размышления автора о последствиях раскола. «Как уродовала и старообрядцев, и государство, и государственную Церковь, и ее каноны эта безумная сама по себе и безумно вторгшаяся в Церковь политика!» — восклицает А. В. Крамер.
Автор пишет, что раскол Русской Церкви исковеркал внутреннюю жизнь страны и выплеснул на ее глухие окраины и за ее пределы неисчислимое количество ее лучших верующих, лучших хранителей ее отеческой культуры, лучших тружеников. Прожив столетия в иноплеменном окружении, они остаются русскими, замечательными, внутренне крепкими и инициативными русскими, каких здесь, в России, уже нелегко сыскать.
В конце книги автор ставит вопрос: а не изжила ли себя старообрядческая культура и, в частности, литература, к 1917 г.? И несмотря на очевидность некоторых признаков такого «изживания», все же склоняется к ответу «нет»: не только не изжила, но и пережила короткий период подъема и расцвета в 1905-1917 гг., который продолжался бы и дальше, если не был бы сломан и пресечен искусственно. В советское время опять, как и с середины XVII по конец XIX вв., была сделана попытка уничтожить старообрядческую культуру и литературу, на этот раз под другими лозунгами и при помощи гораздо более мощных технических средств.
«Уничтожена ли старообрядческая культура за эти 70 лет (а в советской Прибалтике и в Румынии за 40) окончательно, или опять выжила в подполье, и, если выжила, то насколько она в тесноте подполья изуродована — покажет будущее; если поживем, то увидим», — такой вывод делает А. В. Крамер
Книга выпущена издательством «Алетейя» в Санкт-Петербурге, ее можно приобрести в книжной лавке Московской Митрополии и других книжных магазинах.
Александр Крамер мой друг юности. Вот уже почти 30 лет я живу в Канаде. Я делала попытки разыскать его, но безуспешно…
Не знаю жив ли он, а если жив, то как с ним связаться…
С Сашей Крамером мы познакомились в1972г в конторе, куда я попала после института. Он отрабатывал там свои 3 года по распределению с Физфака в качестве физика. Нас связывала трогательная дружба до момента моего отъезда из совка в 1988… Саша был незаурядным, разносторонне одарённым человеком. Он происходил из старинного дворянского рода по отцовской линии. Его предок был шведом — личным лекарем Петра Первого, которого Пётр захватил в плен. Этот Крамер в последствии получил дворянство и усадьбу в Казанской губернии. Отец Саши был скрипачом а мама, в своё время, балериной в Кировском театре. Сашка сам был музыкальным и играл на нескольких инструментах, также он владел несколькими языками, включая старославянский, благодаря чему зарабатывал деньги подрабатывая "негром" у некоторых писателей-историков. Мама его была еврейкой, а вот сам Сашка ждал с нетерпением, когда закончатся эти три года распределения и он сможет поступить учиться в Духовную Академию, чтобы стать православным священником… Кстати его дед был народовольцем и одновременно с Александром Ульяновым, был изгнан из Казанского университета и сидел в Петропавловской крепости, а потом был в ссылке…
Саша же был убеждённым монархистом и конечно же ненавидел совковую власть. Славянофильское дессидентство он конечно же почерпнул в Ленинградском университете…
В Академию же тогда принимали только детей попов-КГБешников, и понятно, что его не приняли…
Саша же стал "невостребованным интеллектом" и работал истопником в кочегарке, как и многие интеллектуалы той поры…
К сожалению, наша связь прекратилась после моего отъезда.
Помню, что он работал над книгой об истории церквей и монастырских подворий Ленинграда…
Аннотацию к книге написал Г. М. Прохоров, доктор филологических наук, главный научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, заслуженный деятель науки — вот в Пушкинский Дом и напишите.
А сам Крамер старообрядец, или просто исследователь, увлекающийся этой темой?
Это светский исследователь, что делает его труды непредвзятыми.
Притом с сильным уклоном в католичество. Уж больно навязчиво сравнивает двуперстие с "тамошней" пятернёй. "А в остальном …всё хорошо, всё хорошо"
Спасибо за информацию. Надо будет прочесть.