От каменных крестов до муравьевских кузнецов

24 ноября 2017 года в городе Андреаполь Тверской области состоялись фольклорно-этнографические краеведческие чтения «Родовое древо». Мероприятие было посвящено памяти И.И. Смирнова — краеведа из села Ворошилово.

Иван Иванович Смирнов (1940-1998 гг.) — краевед, основатель и руководитель краеведческого музея в д. Ворошилово Пеновского района Тверской области
Иван Иванович Смирнов (1940-1998 гг.) — краевед, основатель и руководитель краеведческого музея в д. Ворошилово Пеновского района Тверской области

Чтения проходили в Андреапольской общеобразовательной школе № 3. Участниками события стали краеведы, историки, исследователи, научные сотрудники музеев Тверской области и школьники. Открыл чтения директор андреапольского краеведческого музея имени Э.Э. Шимкевича Валерий Викторович Линкевич. Он подчеркнул важность изучения истории Тверского края, ее богатой культуры и традиций.

Директор андреапольского краеведческого музея Валерий Викторович Линкевич
Директор андреапольского краеведческого музея Валерий Викторович Линкевич

С пленарным докладом «К вопросу об изучении каменных крестов» выступил исследователь из Санкт-Петербурга — Александр Леонидович Потравнов. Он рассказал о древних каменных крестах андреапольского района и об их значении. На нашем сайте опубликована статья о русских поклонных крестах.

С докладом «Диалектное наследие Смирнова И.И. в современной языковой ситуации Ворошиловского края» выступил директор МБОУ Ворошиловская СОШ, заведующий Ворошиловским краеведческим музеем им И.И. Смирнова Геннадий Николаевич Потапов. Учитель МОУ Торопацкая ООШ Андреапольского района Александр Николаевич Соколов провел сравнительный анализ говора жителей с. Торопаца. С интересным докладом «Духов день в г. Белом» выступила заведующая Бельским краеведческим музеем Галина Ивановна Муратова.

Г.А. Муратова о Духовом дне в г. Белый
Г.А. Муратова о Духовом дне в г. Белый

Галина Ивановна отметила, что с приходом советской власти религиозные праздники стали отмечаться только в узком семейном кругу и то не повсеместно. Она рассказала, что огромное значение для г. Белый имел Троицкий собор, стоявший на Соборной горе. Впервые церковь Пресвятой Троицы в Белом упоминается в привилегии Владислава IV Льву Кревзе 1634 года. В 1937 году собор был снесен, а его кирпичи пошли на строительство тротуаров. В соборе была Черниговская икона Божией Матери. Существует легенда, что во времена набегов литовцев на Белый жители городка вышли навстречу неприятелю с иконой. Вдруг враг стал стремительно слепнуть. Спустя время икона пропала.

Троицкий собор в Белом
Троицкий собор в Белом

Муратова рассказала, что в отличие от других краев в Белом в Духов день не было принято ходить на кладбище. Духов день здесь называли «зеленой Пасхой», накануне красили яйца, преимущественно в зеленый цвет. Дома расстилали на полу аир — болотную траву. Также стелили березку. После празднования зелень выносили в хлев. Духов день праздновали не только в семейном кругу, но и собираясь целой улицей.

Научный сотрудник Осташковского краеведческого музея Татьяна Александровна Миронова рассказала об опыте исследования народного песенного творчества села Святое Осташковского района Тверской области и использовании его в патриотическом воспитании и развитии творческих способностей молодежи. Краевед из д. Голенищево Андреапольского района Валерий Николаевич Трофимов рассказал о «болотных» легендах Луговской округи. Докладчик отметил, что неоднократно встречал на болотах различных чудищ и поведал несколько леденящих кровь историй.

Ученица МБОУ Ворошиловская СОШ Валентина Михайловна Оанча сделала доклад об обрядовых традициях и обычаях праздника Ивана Купалы. Ее одноклассница — Николетта Юрьевна Змеу рассказала о кружевном мастерстве. На нашем сайте опубликован материал о русском кружеве. Научный сотрудник Осташковского краеведческого музея Наталья Геннадьевна Артюхова выступила с докладом «Гастрономические особенности Селигерского края: традиции и современность». Докладчица рассказала о нескольких рыбных блюдах, популярных в осташковском районе: уха, рыбные пельмени, расстегай и т.д. Краевед г. Осташков Лев Анатольевич Рыбаков выступил с докладом «Старинные Селигерские тони». Председатель Бельского муниципального краеведческого объединения Светлана Александровна Медведева рассказала о развитии бельских ремесленных мастерских в последние два десятилетия империалистической России.

С.А. Медведева рассказывает о бельских ремесленных мастерских в последние два десятилетия империалистической России
С.А. Медведева рассказывает о бельских ремесленных мастерских в последние два десятилетия империалистической России

Заведующая Осташковским краеведческим музеем Наталья Михайловна Бодрова выступила с докладом «Сказ о преподобном Ниле Столобенском чудотворце и его святой обители». В нынешнем году как раз широко отмечалось празднование 350-летия обретения мощей преподобного. Краевед, корреспондент газеты «Авангард» (г. Западная Двина) Сергей Михайлович Денисов выступил с докладом «Про ольховский рог, и чуть-чуть про скрипку». Он рассказал о людях, которые владели игрой на этих старинных музыкальных инструментах. Старший научный сотрудник Ржевского краеведческого музея, журналист, член Союза писателей России Виктория Юрьевна Кузнецова выступила с докладом «Муравьевский кузнечный промысел».

В.Ю. Кузнецова о муравьевских кузнецах
В.Ю. Кузнецова о муравьевских кузнецах

Виктория Юрьевна рассказала о кузнецах-старообрядцах д. Муравьево Ржевского района. Кузнечный промысел в Муравьево сохранялся вплоть до XX века. Местным кузнецам делал заказы даже царь Иван IV. Известно, что д. Муравьево была старообрядческой. Староверы появились здесь в начале XIX века. Докладчик отметила, что муравьевские староверы были грамотными людьми. Изделия Муравьевских кузнецов были отмечены медалями на международных выставках. Особенно славились муравьевские топоры. В 1923 году в Муравьево была создана артель «Молот». Но, по мнению Виктории Юрьевны, индустриализация сгубила кузнечный промысел, поскольку стремление выполнить план ставилось в приоритет, нежели сделать уникальную продукцию. Сейчас в Муравьево до сих пор проживают потомки кузнецов-старообрядцев.

Муравьевский топорик
Муравьевский топорик

Подводя итоги В.В. Линкевич отметил, что благодаря краеведческим чтениям исследователи истории и культуры могут делиться и обмениваться своими знаниями и уникальными находками. 

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля