Константин Алексеевич Коровин родился в Москве 5 декабря 1861 года в состоятельной старообрядческой купеческой семье, был внуком старообрядца и купца первой гильдии Михаила Емельяновича Коровина, в доме которого часто бывал известный передвижник Илларион Прянишников.
Своими художественными способностями и хорошим образованием Константин Коровин во многом обязан матери, дворянке по происхождению, Аполлинарии Ивановне (урожденная Волкова). Разорение мужа, переезд в деревню, жизнь в бедности — все это не остановило стремления образованной женщины воспитать сыновей.
В четырнадцать лет Константин Алексеевич поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, после двух лет обучения перешел на отделение живописи, затем учился у известного русского художника-пейзажиста Алексея Кондратьевича Саврасова. Для завершения образования Коровин едет в Петербург и поступает в Академию художеств, но через три месяца уходит оттуда, разочаровавшись в методах преподавания.
В 1888 и 1894 годах Коровин совершает путешествие на север вместе с другом Валентином Серовым. В этот период появляются такие его работы, как «Гавань в Норвегии», «Ручей святого Трифона в Печенеге», «Гаммерфест. Северное сияние», «Мурманский берег».
Значительное место в творчестве Коровина занимает Париж, городские пейзажи художника создаются под сильным влиянием французских импрессионистов.
С 1901 года Константин Алексеевич стал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. По воспоминаниям современников, Коровин был всеобщим любимцем: внешность, талант, удивительный дар рассказчика, прекрасный голос, веселый нрав — все это заставляло окружающих с первых минут испытывать к нему глубокую симпатию.
Во время Первой мировой войны Коровин работает консультантом по маскировке в штабе русской армии. Кратковременная поездка на фронт оставила сильное впечатление на живописца. В письме к управляющему конторой императорских театров в Москве, Владимиру Теляковскому, он писал: «...здесь столько интересного, что я удивляюсь, отчего здесь нет художников».
Февральскую революцию Константин Коровин встретил с воодушевлением. В честь победы революции им поставлены в Большом и Малом театрах «живые картины» «Освобожденная Россия». Он активно занялся общественной деятельностью, участвовал в митингах, руководил Советом художественных организаций, был избран членом Особого совещания по делам искусств при Временном правительстве и одновременно членом художественно-просветительной комиссии при Московском совете рабочих депутатов. На протяжении многих лет Константин Коровин принимал активное участие в русской художественной жизни — участвовал в различных кружках, выставках и объединениях.
В 1922 году Константин Алексеевич выезжает с выставкой своих произведений в Германию, затем во Францию, где и остается жить.
В воспоминаниях одного из его учеников, Н. М. Чернышева, есть несколько эпизодов, которые дают представление о мировоззрении художника. Очень характерны слова, сказанные Коровиным Чернышеву во время болезни:
«По-прежнему лежа в постели, Константин Алексеевич взял мой эскиз, поставил его себе на живот и начал говорить. «Прежде всего надо избегать литературности в живописи», — были его первые слова. Однако он нашел в нем (эскизе) много сердечности, поэзии, «Сколько любви!» — восклицал он. Я волновался, что утомляю больного, а он рассказывал о своей молодости, как трудно им жилось… Случалось, что они голодали, но упорно работали. «Никогда не думайте о деньгах. Они сами к вам придут… Пишите больше вот, что здесь, на улице, у вас перед глазами, — говорил он, указывая на окно и обводя взглядом комнату. Знайте Веру, Надежду и Любовь, и во всех лишениях помните эти три. Если одну из них забыл — погиб».
Умер художник 11 ноября 1939 года в Париже.
В 1961 году в Москве и Ленинграде были устроены выставки работ Коровина, приуроченные к столетию со дня его рождения. Большое количество работ художника хранится в Русском музее.
Комментариев пока нет