Коллекция старинной русской одежды выставлена в Тюмени

«Русская палитра» — так называется выставка русского женского костюма XIX — начала XX века в окружении живописи московских художников Ивана Кириллова и его супруги Марии Подкопаевой, представленная в Тюменском музее изобразительных искусств.

Выпускники Московской академии живописи, ваяния и зодчества, наблюдая жизнь северных русских деревень, где до наших дней сохранились традиционные костюмы и обычаи, начали создавать собственную коллекцию народного костюма. Сначала это была часть художественной костюмерной, но собрание увеличивалось, копились знания о многообразии вариантов традиционной русской одежды. Постепенно созрела мысль выставлять не только картины, изображающие традиционный русский быт и одежду, но и сами костюмы.

Как оказалось, так называемый «русский костюм» — порождение советской эстрады. Общераспространенного, единого образца одежды на Руси не было. Головные уборы, фасоны одежды, варианты ее отделки бесконечно разнообразны. В каждой деревне была своя манера украшать одежду, свой набор нарядов для каждого возраста. Сарафаны, понёвы, андараки, шушки, шушуны, запоны, вздевалки — не перечесть всех названий… «По любому селу можно делать огромную выставку одежды настолько разнообразной, что неподготовленный зритель не поверит, что это может быть одежда всего одной хозяйки на весь её круг жизни», — говорит Кириллов.

В традиционном русском женском костюме есть понёвный и сарафанный комплексы. Понёва — юбка из шерстяной домотканной материи, обычно клетчатой. Здесь значение имела каждая деталь. Молодые девушки носили нарядные пестрые юбки «о двенадцати глазках», на определенный отрезок ткани приходилось 12 клеточек. Чем старше становилась женщина, тем более скромной была ткань ее одежды, клеток становилось меньше. С понёвой носили короткую рубаху, шушпан — расшитый кафтан с коротким рукавом, фартук-запон и головной убор-сорочку. К сарафану полагалась длинная рубаха с вышитым подолом и пояс.

На выставке представлен и старообрядческий костюм: чёрный сарафан, украшенный ажурными шариками-пуговицами, рубаха с тонкой перевитью, чёрный платок, вышитый золотом. Выглядит костюм одновременно строго и богато!

Старообрядческий костюм

Собрание уже не первый год путешествует по России: Тюмень стала семнадцатым городом. 

Карта передвижной выставки. 1. Москва, 2. Елец, 3. Чебоксары, 4. Козьмодемьянск, 5. Медведево, 6. Йошкар-Ола, 7. Казань, 8. Нижнекамск, 9. Набережные Челны, 10. Киров, 11. Уржум, 12. Ижевск, 13. Глазов, 14. Пермь, 15. Нижний, Тагил, 16. Нижняя Синячиха

В каждом городе выставка монтировалась по-своему, исходя из размеров и особенностей выставочных площадей. Тюменский Музей изобразительных искусств позволил разместить практически все картины из фонда «Русской палитры» и максимальное количество костюмов, в основном женских праздничных нарядов.

В первом зале выставлены картины с зимними сюжетами — катание с гор, снежные пейзажи, Масленица и часть костюмов. Знатоки живописи знакомятся на выставке с картинами, обсуждают между собой манеру письма московских художников, а рукодельницы любуются и вдохновляются образцами вышивки, ручного ткачества, бисерного шитья.

Катание с горки

На ярмарке

«Уникальность выставки, во-первых, в том, что живопись и костюм представлены единым комплексом и дополняют друг друга — модели художника зачастую одеты именно в костюмы из коллекции, причём живопись пополняется этюдами, картинами, написанными в тех городах, где выставка проходила. Во-вторых, необычно, что автор картин — сам же коллекционер, он ездит в экспедиции, разговаривает с бабушками и дедушками, находит костюмы, стараясь каждый собрать полностью в том виде, в котором он бытовал», — рассказывает куратор выставки, реставратор Тюменского музейного комплекса Юлия Речкалова.

Во втором зале выстроились нарядные манекены: сплошь покрытые вышивкой понёвы, разноцветные фартуки, головные уборы из галуна, шитые золотом или украшенные цветными лентами.

Поражает точность деталей, например, бусы из необработанного янтаря или даже дутого стекла. Складки на старинных юбках строгие, будто накрахмаленные. Оказывается, их так и хранили: складывали в соответствии с этой плиссировкой, а потом скатывали в рулоны и складывали в сундук. Многие посетительницы надолго останавливаются перед манекенами, фотографируют образцы старинной работы, рассматривают многотрудную вышивку-перевить, которой украшались полотенца и рубахи, платья, подпоясанные домоткаными шнурками и поясами, расшитыми бисером.

«Я всегда обращаю внимание на то, с каким вниманием, с какой любовью люди украшали свою жизнь. Уголки обычного платка расшиты бисером и нитяными помпонами, кончики поясов украшены бисером, рукава покрыты вышивкой. Я люблю каждую деталь, и после такой выставки мне хочется делать что-то самой руками — вышивать, шить, повторить что-то из увиденного», — делится Юлия Александровна.

Выставка «Русская палитра» продлится в Тюмени до 22 февраля. Ее обязательно нужно посетить всем, кто интересуется традиционной русской культурой. Вот что говорит сам коллекционер, собиратель Иван Кириллов:

…я понял, что же такое традиционная культура. Как она глубока и многообразна. Каким мощным стержнем она была и как велика была привязанность народа к своим корням. Очевидным стала и другая сторона вопроса — как глубока пропасть между нами, современниками и поколением носителей народной культуры. Какой далекий обратный путь надо проделать, чтобы соединить в своём сознании прерванную цепочку преемственности. Стал очевиден и культурный геноцид, благодаря которому народы превращаются в безликую серую массу, перестают существовать как уникальное явление и исчезают. Я не думаю, что возрождение народных традиций возможно в том же объёме, что и прежде. Но уверен, что без памяти о своих исконях не может существовать ни один народ. Уверен, что мы тоже исчезнем, как только забудем свои традиции.

Источник: www.vsluh.ru

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля

В связи с обновлением сайта, просим Вас воспользоваться формой для восстановления пароля от личного кабинета.

Восстановить пароль Зачем мне это?