200 лет со дня рождения мецената В.А. Кокорева

Василий Александрович Кокорев родился 5 мая 1817 года в старообрядческой семье купца, торговавшего солью — семья владела небольшим солеваренным заводом в городе Солигаличе на севере Костромской губернии. После смерти родителей, Василий стал совладельцем семейного дела. В 1836–1841 годах Василий Александрович был управляющим солеваренным заводом в Солигаличе, однако в связи с отменой ввозной пошлины на соль, солеваренный завод стал убыточным и юноша, по его собственным словам,

был вытеснен за рамки уездной жизни в Петербург для приискания откупных занятий.

Василий Александрович Кокорев

В 1850 году В.А. Кокорев поселился в Москве, в 1851 году получил звание коммерции советника. В короткие сроки он приобрел огромное по тем временам состояние: к началу 1860-х годов, по некоторым оценкам, оно доходило до 7–8 миллионов рублей. В 1857 году Кокорев участвовал в создании «Закаспийского торгового товарищества» — совместно с бароном Н.Е. Торнау, Н.А. Новосельским, купцами И.Ф. Мамонтовым и П.А. Медынцевым; позднее к ним присоединился и предприниматель П.И. Губонин. В 1858 году «Закаспийское торговое товарищество» начало по проекту Либиха строительство завода по производству фотогена (керосина), которое было закончено к концу 1860 года. Завод несколько лет был убыточным и для исправления ситуации сначала был приглашён В.Е. Эйхлер, а затем, в 1863 году, Дмитрий Менделеев. Химикам удалось получить столь впечатляющие результаты, что

Сураханский завод стал давать доход, несмотря на то, что цены керосина стали падать.

Была введена круглосуточная перегонка нефти, предложено освоить производство эмалированных бочек, организовать нефтеналивную морскую перевозку и проложить нефтепровод от завода к берегу моря. На все ключевые посты Кокорев назначил, а до этого обучил нефтяному делу, рабочих-мастеров только из России. Необходимость транспортировки нефти заставила его заняться железнодорожным строительством и речным транспортом. Кокорев принимал участие в создании Волго-Донской железной дороги (1858); Товарищества Московско-Курской железной дороги (1871); Общества Уральской железной дороги (1874). Он содействовал учреждению Русского общества пароходства и торговли (1856) и Волжско-Каспийского пароходства «Кавказ и Меркурий» (1859). По заказу Кокорева в 1859 году началось сооружение нефтеналивных барж длиной 55 метров. В 1865 году Василий Александрович стал крупнейшим пайщиком учреждённого Московского купеческого банка. В 1870 году он стал инициатором создания Волжско-Камского коммерческого банка. Учредил «Северное общество страхования и склада товаров с выдачей варрантов» и сумел довести начатое дело до конца. В 1870-х годах по инициативе Кокорева было создано «Северное телеграфное агентство», значительно расширившее район действия телеграфа.

Реклама Волжско-Камского коммерческого банка, 1899 год

Кокорев сыграл большую роль в развитии общественного транспорта Москвы — был главным инициатором проведения конкиконно-железной дороги, связавшей центр через Мясницкую с тремя вокзалами на Каланчёвской площади. По окончании Крымской войны, в феврале 1856 года Кокорев организовал грандиозное чествование черноморских моряков, проезжавших через Москву. Перед русско-турецкой войной 1877–1878 годов Кокорев вместе с текстильными фабрикантами братьями Хлудовыми сыграл решающую роль в финансировании и экипировке военной миссии генерала Черняева на Балканах — 45 миллионов рублей — фантастическая по тем временам сумма.

Конно-железная дорога в Москве

До самой смерти Кокорев оставался старообрядцем поморского толка, много помогал единоверцам. Благодаря его помощи в 1886 году в доме рубашечника Никифорова на Лиговке начал действовать новый поморский молитвенный дом. Умер В.А. Кокорев 23 апреля 1889 года от сердечного приступа. Похоронен на Малоохтинском старообрядческом кладбище г. Санкт-Петербурга. Когда его хоронили,

старообрядцы-поморцы в старорусском одеянии вынесли тело своего благодетеля из шикарного особняка и несли его дубовый гроб, сделанный без единого гвоздя, на полотенцах до самого кладбища.

Фамильное захоронение Кокоревых до сих пор сохранилось в восточном углу кладбища.

Могила В.А. Кокорева сохранилась на Малоохтинском кладбище до наших дней

После манифеста 1905 года о веротерпимости на участке земли в границах Шпалерной, Тверской и Таврической улиц был возведён комплекс сооружений: училище, дом престарелых, жилой дом, часовня и церковь. Части здания Церкви — звонница, галерея и основной объем — были пристроены к двухэтажному зданию более ранней постройки. Участок и строительство комплекса выполнялись на средства вдовы Веры Ивановны Кокоревой при содействии общества старообрядцев-поморцев. Храм был основан 19 августа 1906 года на праздник Преображения и освящен 10 декабря 1908 года на праздник Богородицы в честь иконы Знамения, бывшего в Великом Новгороде. Строительство храма велось по плану и под наблюдением художника и архитектора Дмитрия Андреевича Крыжановского.

Храм Знамения Пресвятой Богородицы в г. Санкт-Петербурге, фото 1907 года, ИИМК РАН

Интерьер внутри храма аскетичный, строгий. Стены без росписи, дубовый паркет, огромные двери со стеклянными фрамугами, темно-бронзовые светильники. Передняя часть храма не имеет алтарной части, а имеет солею, которая возвышается над остальным пространством. Иконостас состоит из трёх частей и пяти ярусов, его верхние ряды были написаны братьями Сусловыми. Нижний ряд икон сборный, переданный из моленной на Лиговской улице. С точки зрения инженерии храм представляет собой уникальный объект. В нём была предусмотрена своя котельная и паровое отопление. Также имеются вентиляционные каналы в стенах, пронизывающие стены и аккумулирующие тепло, играющие роль печки, и механически открывающиеся пазухи внутри главной луковицы для проветривания.

Внутренний вид храма

В 1930-е годы поморская община активно участвовала в жизни города: содержала училище, дом престарелых, а впоследствии лазарет — медицинское учреждение. В 1936 году храм был закрыт властями. Иконы и другая церковная утварь при активном содействии председателя общины Павла Никандровича Кончаева была передана на хранение в Русский музей, а не разграблена и уничтожена, как это было с другими моленными. В годы войны 1941–1945 гг. на территории церкви расположилось воинское подразделение. Остались следы от бомбежек Ленинграда и на здании церкви. Пострадала одна из бетонных главок на кровле и майолика северного фасада. Позднее в советское время само здание церкви перешло в ведение завода «Автоарматура», который находился там до начала 90-х годов. В этот период основная часть храма была поделена на три этажа, разбиты сводчатые потолки и кровля северного фасада, добавлены лифтовая шахта и лестница, прорублены окна в восточной стене. В начале 90-х по распоряжению властей здание было передано группе «Дизайн-стиль», занимавшейся проектированием, тюнингом и созданием автомобилей. С северного фасада храма были созданы три въезда в ремонтные мастерские (боксы) и гараж со смотровой ямой на месте часовни.

Современный вид здания

В 1999 году здание получило статус памятника архитектуры федерального значения. С 2005 года здание церкви перешло к своему законному приемнику — Невской Старообрядческой Поморской общине. С этого момента началась подготовка к реставрации храма. За работу над проектом взялся старовер, председатель союза архитекторов Дмитрий Александрович Бутырин, средства на воссоздание Церкви были собраны христианами-беспоповцами. Открытие храма Знамения Пресвятой Богородицы Древлеправославной Поморской Церкви состоялось 10 декабря 2007 года.

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (2)

  1. Какой-то фантастический человек был! Прям русский прототип "Финансиста" Т. Драйзера, Фрэнка Каупервуда.

    • Aleko Bezgodov

      5 мая 2017 г. группа староверов-поморцев отслужила поминальную литию на Малоохтинском кладбище у захоронения Василия Александровича Кокорева.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля