Уникальная книга, напечатанная в конце XVIII века в тайной старообрядческой типографии Феодора Карташова, поступила в фонды Бийского музея. Интерес вызвали рукописные вставки, которые являются старообрядческой копией известных текстов, написанных рукой самого Ивана Грозного. Книгу в дар музею преподнесла 85-летняя жительница Бийска, она досталась ей от родителей, которые в середине двадцатого века приехали в Алтайский край из Владимирской области.
Староверы бережно хранили книгу, передавая из поколения в поколение. Протоиерей РПЦ Владимир Замятин, секретарь Бийской епархии, директор музея истории Алтайской духовной миссии рассказал:
И вот, казалось, что всё чудесное закончилось, всё необычное, что можно найти, всё уже найдено, и вот музей обретает эту книгу…
Рукописные страницы, вклеенные в часовник, обнаружила студентка Софья Сугачевская.
По совету преподавателей я попыталась понять, включена ли рукописная часть в состав книги взамен утраченных печатных листов или представляет собой особую вставку. Я поняла, что имею дело с двумя отдельными текстами, вплетенными в основной блок книги. По-видимому, их переписывали разные люди, так как почерк в написании сложных литер, на первый взгляд, отличался один от другого, — говорит Софья.
Учёные считают, что вставки вклеили век спустя после выхода в печать. Мария Рогалева, научный сотрудник музея истории Алтайской духовной миссии, рассказала:
Они являются рукописными вставками, были написаны в конце XVI – начале XVII века. Предположительно, этот канон Ангелу Грозному, который на вставках, был написан самим Иваном Грозным.
В рукописях «Канон Ангелу Грозному воеводе» известен под авторством Парфения Уродивого. Именно этим именем подписаны и полемические сочинения Грозного, к примеру, его полемика с пастором Яном Рокитой. В 1911 году филолог, палеограф и историк древнерусского искусства Илья Александрович Шляпкин предположил, что «Парфений Уродивый» является псевдонимом, принадлежащим царю Ивану Грозному. В XX веке это предположение было научно обосновано академиком Д.С. Лихачевым, издавшим сочинение в серии «Памятников литературы Древней Руси» наряду с другими стихотворными произведениями самодержца. И это еще один яркий штрих к портрету Ивана Грозного — сильного государственного деятеля, искусного дипломата, талантливого публициста и поэта, знатока гимнографии.
В каноне молящийся обращается к ангелу — «Грозному воеводе Небесного Царя», который встретит его душу после смерти и поведет на суд. Канон подчеркивает страх автора перед ангелом «грозным и смертоносным». Этот канон не был известен в изданиях Московского печатного двора, а существовал исключительно в рукописной традиции и был тщательно сохраняем в среде русских старообрядцев. В целом, этот текст, литературно индивидуальный, окрашенный чувствами самого автора, выявляет в Грозном талантливого поэта и знатока гимнографии, — говорит доцент кафедры литературного источниковедения ГИ НГУ Валентина Мельничук.
Иван Четвертый, создав опричную столицу в знаменитой Александровской Слободе — ныне это музей-заповедник на территории Владимирской области, прославился и своей жесткостью, и своей набожностью. Известно, что глубоко верующий грозный царь лично составлял синодики — поминальные списки. Сейчас учёным предстоит изучить и второй рукописный текст родом из Владимирской области. Это краткий вариант «Службы иконе Софии Премудрости Божией», созданной князем Шаховским.
Страницы на картинке не 16-й век и, соответственно, не рука, Грозного врагам Православной веры на Руси, Иоанна Васильевича.
Типичная картина. "Староверы бережно хранили книгу, передавая из поколения в поколение", а наследница — бабуля, видимо, уже прихожанка РПЦ, передела ее в музей. Сдается мне, что без протоиерея РПЦ тут не обошлось. Себе в музей истории Алтайской духовной миссии забрать не решился, а "дипломатично" отправил бабулю "спасать" книгу в местный краеведческий, лишь бы старообрядцам не досталась, а те, по всей видимости, "мышей не ловят" и с подобными потомками не работают, а могли бы — чай, не велик уж Бийск то!
Ну, пылилась бы она ещё триста лет на полке у очередной бабули, и что? А теперь её изучат, может быть отцифруют, и, пожалуйста, распечатывай (переписывай, если умеешь) и пользуйся.
Как показывает опыт, передача ценных рукописей и прочих документов в государственную собственность является наилучшим способом сохранения исторического источника для потомков.
Конечно хорошо, как говорит Константин. Не знаю как в Бийске, но во многих районных музеишках условия в запасниках не лучшие, да и бесследно кое что исчезает. Логично бы староверам наиболее крупных упований свои музеи пополнять, в том числе и в Сибири.
Где, кстати, такие музеи (крупных упований) существуют? Кроме Рогожского… Адреса, ссылки…
И каков в них доступ внешних?
Так вон же, прямо перед глазами, свежайшая информация из Бурятии, где при кафедральном храме РДЦ уже три года коллекцию собирают и даже дораскольное Евангелие имеют.Бахвалятся, что и иностранцев уже встречают. Вот если бы им еще и самый "оригинальный" экспонат в Улан — Удэ передали — вообще отбоя бы не было (шутка). Приторчал от увиденного у них на главной площади: на огромном кубе огромная голова (без шеи) вождя мирового пролетариата с чертами лица монгольского хана.
Шея отрублена, притом накосо. Физиономия, и впрямь, с местным колоритом.
А я вот марсиан всё встречаю — дык, не летят негодники….