Каховская ГЭС была разрушена в ночь на 6 июня 2023 года. Три недели спустя Каховское водохранилище превратилось в пустыню, а его дно высыхает и покрывается трещинами. После разрушения Каховской ГЭС и соответствующей плотины на Днепре многочисленные искатели приключений и черные копатели ринулись на пересохшее дно в поисках сокровищ и древних артефактов.
В конце XIX — XX веках российские, советские, а затем и украинские историки изрядно потрудились над созданием мифа о богатстве и могуществе «Киевской Руси», а также о глобальном торговом пути «из варяг в греки», который якобы пролегал по Днепру и сопровождался многочисленными торговыми и перевалочными пунктами, земля которых до сих пор хранит многочисленные предметы древности. Поэтому в последние дни нашлось немало желающих заняться поисками сокровищ «Киевской Руси».
Однако кладоискатели просчитались. На дне бывшего Каховского моря найдены вещи, принадлежавшие в лучшем случае XVIII веку, когда эти территории осваивались Российской империей, во времена правления императрицы Екатерины II. Среди самых старых исторических «артефактов» — многочисленные изделия промыслов XVIII-XIX веков с гербами Российской империи, старообрядческие кресты и не более того.
Зря черные старатели ищут в этих местах стоянки древних торговцев, клады и сокровища. Судоходство на Днепре появилось лишь в конце XIX века и в советское время, когда и были построены плотины и водохранилища, позволяющие огибать пороги. В старину Днепр и другие реки региона не были судоходным. В своей работе 1648 года известный французский инженер и картограф Гийом Боплан пишет: «Плодородие почвы доставляет жителям хлеб в изобилии, но они не знают, что с ним делать, тем более, что у них нет судоходных рек, впадающих в море, за исключением Днепра, который в 50 милях ниже Киева прегражден тринадцатью порогами… Эта преграда препятствует им сплавлять свой хлеб в Константинополь».
Первые попытки наладить судоходства делались в XVIII веке. Но как отчеты по изысканиям, так и все проекты русских и иностранных специалистов по созданию сквозного водного пути из Черного моря в Балтийское лишь пополняли архивы.
Полноценные проекты появились лишь во второй половине XIX века. Известный русский гидротехник, инженер-путеец Н. С. Лелявский (1853—1905), много лет руководивший выправительными работами в нижнем течении Припяти и в районе Киева, разработал стройную систему регулирования водного режима рек с помощью струенаправляющих сооружений. Чтобы увеличить глубины фарватера, второстепенные рукава перегораживали запрудами, спрямляли наиболее крутые излучины. В конце 80-х годов XIX века в бассейне Днепра работало около 30 корчеподъемных машин, которые ежегодно поднимали со дна реки до 7 тыс. корчей.
Регулярное судоходство (пароходство) по Днепру от Смоленска до Дорогобужа началось в 1902 году, когда частный пароход «Отважный» отправился в свой первый рейс. Затем на линии Смоленск-Дорогобуж прибавилось еще 2 парохода. В советское время пароходство на Днепре продолжало развиваться. В 1952 году только на участке от Лоева до Припяти было проведено 115 взрывных работ, а со дна реки землечерпанием поднято более 450 тыс. м3 грунта. В 1957 году протяженность эксплуатируемых участков на реке Днепр составила 277 км.
Однако днепровское судоходство и в это время не имело большого практического значения, не говоря уже о мифических временах пути «из варяг в греки».
Комментариев пока нет