В Художественном музее Алтайского края издали иллюстрированный каталог икон алтайского мастера Викулы Балыкина, хранящихся в собрании. Монография научного сотрудника музея Евгении Школиной издана при поддержке Минкультуры края тиражом всего 300 экземпляров и сразу стала библиографической редкостью.
Имя Викулы Балыкина было открыто сотрудниками ГХМАК только в 1992 году. При этом в алтайских и сибирских музеях и частных коллекциях сегодня находится множество икон мастера-старообрядца, погибшего в Сиблаге в 1932 году. Но часто ему приписывают чужие образы: сам он чтил старинное иконописное правило и свои работы никогда не подписывал. Так что одной из задач каталога было зафиксировать характерные особенности балыкинского письма в помощь сомневающимся коллегам и коллекционерам.
Будущий иконописец родился в деревне Чулпаниха Свияжского уезда Казанской губернии. Год его рождения автор пыталась установить в архиве по уголовному делу и списку лиц, лишенных избирательных прав: то ли 1860, то ли 1872, то ли, по воспоминаниям снохи мастера, «приблизительно 1877». Ребенком он с семьей переехал на Алтай и поселился в селе Шмаково, которое сейчас входит в состав села Залесово. Его жителями были старообрядцы, и в 1905 году после Манифеста о свободе вероисповедания там была официально зарегистрированная община, молитвенный дом.
Хромавший с детства Викула Балыкин был набожным и начитанным человеком, писал дома иконы, пел на клиросе. После революции приобрел патент и делал иконы на заказ или продавал на базаре. Все закончилось в 1930-е, когда религиозная жизнь стала жестоко подавляться. В те годы уже невозможно было достать нужные материалы, мастер отказался от серебрения и золочения образов, а потом и вовсе писал красками, какими полы и окна красили, но до последнего ареста верил, что все еще может наладиться.
Иконы Балыкина, пусть и в гораздо меньших количествах, есть в собраниях Алтайского краеведческого музея и ГМИЛИКА, и их представители благодарили за подаренные экземпляры издания, а еще предлагали повторить каталог в межмузейном формате. А выпускающий редактор международного журнала «Искусство Евразии», член-корреспондент Российской академии художеств Елена Макарова назвала книгу примером для музеев и коллекционеров, которые хотели бы каталогизировать свои собрания: «Она полно, детально, научно и документально обоснованно представляет эту коллекцию на самом высоком уровне».
Комментариев пока нет