Опубликована первая официальная икона московского первопечатника Иоанна Федорова

В вышедшем из печати церковном календаре Русской Православной старообрядческой Церкви на 2016 год опубликован молебный канон первопечатнику Иоанну Федорову и фотография его иконы.

Иоанн Федоров почитается как просветитель и родоначальник массовой книжной печати в России, Белоруссии и на Украине. Однако только в старообрядческой Церкви он прославлен, как святой.

Праведный Иоанн Фёдоров. Старообрядческая современная икона

Исследователи отмечают, что просветительский подвиг Иоанна Федорова сравним с деяниями других славянских книжников. Его имя ставят в один ряд с создателями славянской азбуки равноапостольными Кирилом и Мефодием, летописцами преп. Никоном и Нестором Печерскими, проповедником и церковным учителем Кирилом Туровским, выдающимся ученым средневековья преподобным Максимом Греком, просветителем и собирателем церковного книжного богатства митрополитом Макарием Московским.

Старообрядчество в полной мере оценило просветительский подвиг русского первопечатника. В 2009 году Иоанн Федоров был прославлен Собором Русской Православной старообрядческой Церкви в лике святых:

3.1. Установить почитание в приходах Русской Православной Старообрядческой Церкви праведного диакона Иоанна (Федорова), словенским книгам печатника. 3.2. Установить празднование ему в день его преставления — 5 декабря по ст. ст.

После прославления Иоанна Федорова было поручено составить канон святому и написать икону. Работы были завершены и утверждены Советом Митрополии РПсЦ в нынешнем 2015 году. В старообрядческой церкви по обычаю святыни в честь святого  (молитвы, иконы и пр.) появляются уже после его официальной канонизации. Это не противоречит и старинной традиции, когда большинство икон апостолов, мучеников и преподобных были написаны спустя десятки и даже сотни лет после их праведной кончины. 

Печатный двор был открыт в Москве в начале 1563 г. Первая книга «Апостол», напечатанная Иоанном Федоровым, увидела свет в 1564 году. Это издание открыло традицию старопечатной книги, которая стала основой всего церковного книгопечатания. «Апостол» Федорова до сих пор является богослужебной книгой Русской Православной старообрядческой Церкви.

Книга «Апостол»

В 1575 году Иоанн Федоров был приглашен в город Острог на службу к князю Константину Константиновичу Острожскому, покровителю просвещения и защитнику православия в западнорусском крае. Князь поручает Иоанну заняться работой над Библией. Основой для создания первой печатной Библии стала рукописная Библия новгородского архиепископа Геннадия, жившего в XV веке. Работая над этим многотрудным изданием, Иоанн Федоров издает в 1580 году Новый Завет и Псалтырь, а в 1581 году — Острожскую Библию. 

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (5)

  1. Aleko Bezgodov

    А каковы критерии причисления его к лику святых, ну кроме его выдающегося вклада в издание книг? к тому же он значится первопечатником условно, так как на словянском языке печатал еще Георгий (Стефан) Скорина, да и в России известны издания еще до Ивана Федорова.

    • Русская вера

      Конечно, канонизация св. Ивана Федорова не является собственно прославлением ремесленника-типографа, «лучшего по профессии». Для этого есть серьезные причины.
      Все остальные родоначальники типографского дела Европы того времени отличаются тем, что их труды никак не повлияли на историю русской Церкви. А труды Федорова весьма сильно повлияли.
      Старообрядческий автор, начетчик Г. Сенатов в труде «Философия истории старообрядчества» писал, что сила старообрядчества, его мощное сопротивление никоновым реформам была обусловлена широким распространением старопечатной книги. Сенатов отмечает, что до раскола, но особенно после него, старопечатная книга проникла в самые широкие народные слои, что являлось явлением, уникальным в истории Европы того времени.
      Даже в Греции книги стали печатать лишь в 19 веке, а до этого времени греки питались «рожцами» венецианских и прочих западных типографий. Естественно, отсутствие печатной книжной культуры и малодоступность редких рукописей повлияли на то, что в Греции реформы, подобные никоновским, и прочие отступления от староправославной традиции не встретили практически никакого сопротивления.
      На Руси же истинность старых молитвенных формул, двуперстия была размножена в десятках тысяч старопечатных книг, изданных и самим Федоровым, и его последователями.

      Есть и еще одна важная деталь, отличающая св. печатника от других типографов того времени. Федоров не просто набирал литеры, но сам являлся переводчиком, составителем и редактором текстов. Тех текстов, которыми пользуется сегодня всё русское старообрядчество. Приведем только один пример. В старинных рукописных апостолах на вопрос Савла «Кто еси господи» (Деяния зач. 21) дается краткий ответ: «Аз есмь Исус, его же ты гониши. Но встани и вниди в град». Первопечатник заново перевел это место, и теперь мы знаем такие слова: «Аз есмь Исус, его же ты гониши. Жестоко ти есть противу рожна прати. Трепеща же и ужасаем глаголя: Господи, что ми хощещи творити. И господь рече к нему: Востани и вниде во град».
      Так вот федоровский «Апостол», его же Острожская Библия, другие книги его издания сегодня являются центральными, каноническими текстами всех без исключения старообрядческих согласий.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля