Даже если и не было Платониды, появление скита старовeров объясняется просто

Наверное, это самое известное старообрядческое место среди нестарообрядцев. Люди сюда ходят толпами, но не для того, чтобы поклониться здешней местночтимой святой, а, в первую очередь, чтобы испить воды из радонового источника, осмотреть староверские кресты и место, где древлеправославные верующие — в основном, часовенного согласия — молятся во время своих массовых сюда паломничеств. Благодаря тому, что неподалеку отсюда располагается скальный массив Шунут, желающих побывать в этом месте немало и зимой, и летом.

Мое знакомство с легендарным местечком Платонида в лесах под Ревдой пришлось на зиму. Стоял двадцатиградусный мороз, а снегу выпало столько, сколько и должно быть в это время года на Урале. По старой лесовозной дороге, на которую мы осмелились заехать на неподготовленной машине в компании с заслуженным путешественником России Леонидом Букриным, 15 километров ехать пришлось часа полтора. За это время мы успели внутренне подготовиться к тому, что если доедем — значит, так угодно матушке Платониде, а если нет, то и не суждено. Не без труда, но вскоре мы все же добрались до места, о котором до того мне приходилось лишь читать. И как не готовил я себя к тому, что, как казалось, предстоит тут увидеть, реальность оказалась совсем иной.

Место не случайно считается легендарным, ведь без легенды здесь и впрямь не обходится. А вернее, сразу без нескольких. Трудно сказать, насколько они соответствуют действительности, однако явно не лишены смысла.

По одной из версий, когда-то в этих краях жила старообрядческая семья с тремя детьми: двумя сыновьями и дочерью Платонидой. Когда родители умерли, не оставив завещания, братья не хотели делиться имуществом с младшей сестрой и… увезли девушку в таежный скит. Спустя годы, когда совесть замучила братьев, они решили вернуться и покаяться перед останками сестры. Но на месте они увидели Платониду живой, причем девушка якобы совсем не изменилась. А «виной» всему оказалась вода из родника, которой та постоянно умывалась.

По другой легенде, девушка родилась в мусульманской семье, но по какой-то причине в сознательном возрасте приняла православие, ушла из семьи в лес. Однако родственники, не простившие такого религиозного предательства, нашли ее и убили, а позже на месте несостояшейся отшельницы появился целебный источник.

То ли одна из этих «красивых» историй, то ли желание увидеть место своими глазами, влекут сюда людей. Едут они специально за водой, идут по лесным дорожкам семьями с детьми, лыжники, а летом — просто пешие туристы проходят мимо, устремляясь к вершине Шунут или «заруливая» на близлежащий старик-камень, но пути всех людей проложены через Платониду.

Невероятно, но факт: сегодня это место так прочно связывают со старообрядчеством, что оно включено во многие путеводители, а Центр развития туризма Среднего Урала рекомендует его посетить всем гостям Екатеринбурга. Местечко выглядит, в целом, типично так, как и должна выглядеть лесная территория, облагороженная староверами. Судите сами: первым делом всякого пришедшего встречает большой кованый крест, на котором крупно написано «Платонида».

Мало того, что почти прямо рядом с тропой «стоят» несколько крестов, очевидно, намогильных, так в сотне метрах выше на холме установлен большой поклонный крест, к которому примыкает строение из жердей, летом явно превращаемое в большой шатер.

Подобие аналоев. Легко можно представить, как группа староверов натягивает здесь пленку от дождя или насекомых, раскладывает книги, зажигает свечи. Чуть дальше в лесу стоит нужник — не иначе, как верующие люди, проводящие здесь по несколько дней, сделали его для своего же удобства.

Местные краеведы, хотя и не могут заглянуть в прошлое, полагают, что старообрядческий скит в лесах под Ревдой появился в XVIII веке. Кто здесь жил — неизвестно. Возможно, в годы притеснений древлеправославных христиан об этом месте как-то прознали власти, которые, понятно, не стали терпеть такой вольности от «раскольников», прислали сюда карательный отряд и уничтожили все постройки, а иноков или инокинь, если таковые были, или разогнали по лесам и обрекли на смерть, или арестовали, а позже жестоко казнили.

Но даже если и не было никакой Платониды, появление здесь скита, а позже — полюбившегося староверам (скорее всего, часовенного согласия) места для молитвы объясняется просто: в городе, где власть тщательно следила за староверами и их молениями, совместные богослужения проводить было невозможно. Не исключено, что именно поэтому старообрядцы уходили из города-завода в леса разными тропами, затем встречались и подолгу молились, наслаждаясь тишиной, единением и возможностью славить Христа-Бога.

Как бы то ни было, сейчас это место свято почитаемо ревдинскими часовенными — летом они собираются здесь на несколько дней и, по примеру Веселых гор, где уже ни один век на молениях встречаются десятки, если не сотни староверов, подолгу молятся, общаются и духовно поддерживают друг друга. Эта атмосфера чувствуется и зимой. И невооруженным взглядом видно, как для верующих важна и значима Платонида, сколько сил вложено в обустройство и поддержание территории в порядке. А туристы, понимая это, ведут себя здесь вполне пристойно. И даже кажется, что что-то меняется в них, когда, молчаливые, они всматриваются в кресты и надолго задумываются о чем-то своем…

Верой в силу воды и желанием смыть грехи, очиститься душой, объясняют туристы путь шествующие свое желание искупаться в этом радоновом источнике Платониды. Причем тяга людей к разного рода неординарным поступкам видна здесь во всей красе. Кто-то придумал, что, дескать, купаться тут необходимо в одежде, которую после омовения надо оставить здесь же. Якобы, вместе с оставленной одеждой здесь же остаются и грехи… По этой логике, «грехов» здесь наоставляли немало: в день, когда у Платониды были мы, чуть ниже, там, где оборудована купальня, висела одежда нескольких десятков человек. Понятно, что время от времени волонтерам, а возможно, и самим старообрядцам, приходится убирать оставленное тряпье — сжигать или вывозить из леса. Если бы этого не делали, вся территория вокруг святого места уже давно была бы завалена такими вещами.

Фото автора

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля