15 мая 2016 года, в Неделю святых жен-мироносиц, митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, возглавил Литургию по древнерусскому чину в московском храме Покрова Пресвятой Богородицы (РПЦ МП) в Рубцове.
Ему сослужили настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцово архимандрит Дионисий (Шишигин), руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции при храме Покрова в Рубцове протоиерей Иоанн Миролюбов, настоятель храма святого апостола Иакова Заведеева в Казенной слободе протоиерей Сергий Точёный, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе священник Михаил Асмус, клирик храма Покрова в Рубцове священник Андрей Фастов, иеродиакон Николай (Оно) и клирик храма святителя Николы в Покровском диакон Вадим Лебедев.
За богослужением мужской правый лик под руководством Д.А. Григорьева и левый лик под управлением Г.Б. Печенкина исполнили песнопения древнерусским знаменным распевом.
После заамвонной молитвы митрополит Иларион совершил освящение клиросных икон. По окончании богослужения архиерей обратился к духовенству и молящимся с приветственным словом, в котором, в частности, отметил суть праздника Жен-мироносиц:
Рядом с Господом всегда оставались женщины — те, которых мы сегодня прославляем и чтим. В Евангелии мало говорится о них, и до повествования о страстях Христовых мы ничего о них не знаем. Только потом мы узнаём, что, оказывается, они были с Господом Иисусом в самые страшные часы и в последние минуты Его земной жизни. Именно они позаботились о Его погребении и о том, чтобы Его Тело не осталось во гробе непомазанным. И именно они стали первыми свидетелями Воскресения Христова. Этот женский подвиг, о котором молчаливо повествуют все четыре Евангелия, является для всех нас и, прежде всего, для женщин, вдохновляющим примером.
Также Литургия по старому обряду в этот день прошла в другом единоверческом приходе — церкви Рождества Христова в г. Эри, штат Пенсильвания, США (РПЦ заграницей). Возглавил Литургию епископ Иоанн, Каракасский и Южно-Американский, викарий первоиерарха РПЦЗ по окормлению единоверцев. Ниже несколько фотографий с Богослужения.
Вот интересно. Среди сослуживших вл. Илариону упомянуты клирики из обычных храмов РПЦ. Они тоже интересуются древнерусским чином?
Если даже не интересуются — научат.
Не знаю кого и чему можно научить против его воли. Но могу свидетельствовать: интерес среди духовенства РПЦ к древнему чину растет. У нас маленький храм и небольшой алтарь. Желающих молиться и служить бывает больше и даже значительно больше, чем видно на снимках. Молящиеся, например, при заполненности основного храма стоят и в боковых приделах (т. н. гульбище).
Интересно, по какому принципу приглашались священники на это богослужение? И почему не было ни одного единоверческого попа из других приходов?
Не очень трудная головоломка: потому, что единоверческие попы из других приходов в этот праздник служат на своих приходах.
Отче честный, так ведь у присутствующих священников тоже же есть свои приходы…
Уважаемый Александр, из пяти сослужащих с митрополитом священников, трое были именно из Покровского храма в Рубцове. Двое других из многоклирных храмов. Не поленитесь заглянуть в справочник по православным приходам Москвы, сможете убедиться, что в редких храмах служит один священник, обычно — несколько.
Для любопытствующего Александра я бы еще добавил, что это для старообрядческих и старообрядных приходов Неделя жен-мироносиц становится насыщенной событиями и праздниками. Про обычные православные приходы так сказать нельзя, поэтому их клирики в этот день более свободны.
Раз дело в этом, тогда понятно.:) Подождем следующей литургии владыки, когда не будет столь значимого Праздника, и на ней мы сможем увидеть Единоверческое духовенство. Спаси Христос за разъяснения!
"это для старообрядческих и старообрядных приходов Неделя жен-мироносиц становится насыщенной событиями и праздниками. Про обычные православные приходы так сказать нельзя"
А почему для старообрядцев так важно это время? Ведь праздники вроде одинаковые. Это какая-то особенность именно древлеправосланой традиции?
В последние годы принято считать, что праздник св. Жен-мироносиц отмечающийся так широко в Русской Православной старообрядческой Церкви издавна связан с распечатанием алтарей храмов Рогожского кладбища состоявшемся 17 апреля 1905 года.
На самом деле, постановление первого, после Указа об укреплении начал веротерпимости Освященного собора от 22 августа 1905 года говорит о другом. Священству благословляется по всем епархиям ежегодно, 17 апреля «в ознаменование дарованной нам свободы служить Литургию и благодарственный о здравии его величества молебен». Но если 17 апреля придется на страстную неделю, повелевалось служить такой молебен в сам день Пасхи.
Естественно, с особым чувством благодарности староверы молились за государя Николая Александровича, своего освободителя, в 1905 году. После 1917-го молиться стало не за кого, но память о торжественности 17 апреля осталась. Каким образом и когда эта дата была перенесена на праздник Жен-Мироносий пока не выяснено. Однако, сегодня, как уже бывало не раз в церковной истории, новый обычай прижился и затмил старый.
Начиная с 1988 года день Жен-Мироносиц отмечался на Рогожском как особый праздник, однако окончательно в современном виде он сформировался только в 2005 году, при митрополите Андриане (Четвергове). С той поры на Рогожском проходят тематические выставки и вечера духовных песнопений на которые съезжаются лучшие старообрядческий хоры России.
Тогда понятно. Благодарю за пояснения.
С историей и причинами праздника Ж-М для старообрядцев теперь все ясно. Осталось понять чем этот праздник примечателен для старообрядных приходов РПЦ, ведь закон о веротерпимости 1905 года не нес для единоверцев той свободы как для старообрядцев?
А тут и понимать нечего. Раз на Рогожке большой праздник, то и в других согласиях это как-то отложилось. Так думаю про РДЦ. В Михайловской слободе издавна в этот день Крестный ход и большой праздник. В Рубцове — дело случайности. Сначала служба митрополита предполагалась в Светлую Субботу, но перенесли из-за его занятости.
Что касается манифестов 1905 и 1907, то на единоверцах это весьма существенно отразилось. Но это — особая тема, по которой есть литература.
Ещё один шаг к укреплению и развитию Единоверия, т.е. старообрядных приходов Русской Православной Церкви. Радостно за них.
Что за шапка на м.Иларионе? Никогда не видел таких у старообрядцев.
Не понял вопроса о "шапке". Митра удивляет? Всё сугубо старообрядческое на вл. Иларионе изготовлено на Рогожке. Можно отдельно обсуждать вопрос об аутентичности старине того, что там изготавливают, но факт остается фактом — сделано там. И на мой взгляд — в конкретном данном случае — вполне качественно и исторически достоверно.
Да, именно удивляет. Черную редко вижу, не попадались фото ни одного из последних старообрядческих митрополитов в черной митре.
А выглядит хорошо.
Мне нравятся дораскольные облачения — простые, скромные, даже у духовенства высших чинов. В новообрядчестве как-то много всяких камушков, ленточек, вышивок и прочих деталей на облачениях, какой-то карнавал уже получается. А дораскольные одежды строгие, монотонные — как положено.
Вообще, клобуком называют все вместе: каптырь и камилавку. Но каптырем правильно называть то, что надевается поверх камилавки. Когда я только присоединился к Церкви в 1988 г., то нигде не мог найти правильного кроя каптыря. Архиереи его не носили, а инок был один единственный о. Арсений и я — второй. Такая ситуация продолжалась долгое время. Клобуки, которые я тогда видел, были эрзац — образца, в стиле "старообрядческого барокко: с жёсткой высокой камилавкой и намертво привязанными к ней каптырями, утрированной длины, спускающимися ниже пояса (как на портрете Павла Белокриницкого).
Но, даже и таких клобуков было не найти, и никто понятия не имел, как их шить; когда рукополагали Еп. Зосиму и Еп. Савватия, то сшили что-то совершенно невообразимое. Ещё тогда я предпринял длительное исследование, пока не разработал образец кроя, по сохранившимся музейным образцам (митр. Корнилий иногда надевает каптырь моей конструкции). Большинство же представителей иноческого чина и епископата РПСЦ упрямо игнорируют правила ношения каптыря и камилавки.
Впрочем, эта тенденция, как нельзя лучше соответствует общему антистарообрядческому укладу церковного общества РПСЦ и Браилы.
Алимпий, спаси Христос за интереснейшие подробности!
А такой вопрос: нередко старообрядческие епископы одевают круглые шапки которые утолщаются кверху. Например, как на епископе Силуяне на фотографии — http://rpsc.ru/wp-content/uploads/2014/06/sibir_5.jpg
Очень похожи на головные уборы новообрядческих епископов. У этих шапок есть древлеправославные источники?
Источник тот же, что и у "протопопской шапки"
Во время съемок фильма "Раскол" довелось поработать с талантливым художником по косттюмам Еленой Лукьяновой, которая делала многие облачения по музейным экспоноатам. Так вот клоубуки первых русских патриархов выглядели точно таким же образом — камилавка отдельно и клобук (каптырь) отдельно. Только белого цвета. Причем и камилавка и каптырь, не имели жесткого основания.
Вообще, позволю себе высказать собственное мнение: клобуки сегодня лучше всего и правильнее делают в Кузнецкой единоверческой общине (Пензенская обл.). Но есть проблема с расстоянием и невозможностью организовать примерку, если это потребуется.
К сожалению, информации о жизни старообрядных приходов РПЦ очень мало даже и на единоверческих ресурсах. А ведь из таких, казалось бы, мелких, но ярких подробностей, и возникает интерес окружающих к развитию православного старообрядчества. А в Кузнецке люди молодцы, смогли после такого удара подняться и активно расти.
Сергею. Если у "окружающих" будет быстро расти интерес к православному старообрядчеству, то не факт, что результатом будет его "развитие". Мне кажется, что единоверцы интуитивно понимают, что в нынешнее время полезнее накапливать силы, чем заниматься пиаром. Старообрядцы относятся к нам с большим недоверием. И я бы так сказал: это их проблема. Убежденные и сознательные новообрядцы тоже относятся к нам с недоверием. И это тоже их проблема. Есть у нас и свои проблемы. Некотооые из них с Божьей помощью понемногу решаются.
Да, непрост будет путь единоверия, но верю, что у православное старообрядчество в лоне РПЦ ждет большое будущее. Может и правильно — если сейчас сил пока мало, освоить и закрепить то, что уже есть — создать сильные общины, восстановить и обустроить храмы, нарабатывать опыт во всех сферах. А потом двинуться дальше.
И все же грамотная и сильная информационная политика — это очень важно, это один из инструментов, пусть пока не главный, но потом без него не обойтись.
> Мне кажется, что единоверцы интуитивно понимают, что в нынешнее время полезнее накапливать
> силы, чем заниматься пиаром. Старообрядцы относятся к нам с большим недоверием.
> Убежденные и сознательные новообрядцы тоже относятся к нам с недоверием.
Я думаю это особенность любого граничного положения (если можно так сказать) — в той или иной степени чужой и для своих, и для чужих. Читал, что подобное наблюдается и в католичестве, где нередко весьма прохладное отношение наблюдается к униатам. Вроде свои, а вроде не свои.
"особенность… граничного положения"
Зато какое при этом широкое поле деятельности и масштаб задач!
> Зато какое при этом широкое поле деятельности и масштаб задач!
Возможность интеграции всего лучшего, это точно. Правда, и худшее можно взять. Но зато и лучшее есть.