Неделя жен-мироносиц в старообрядных храмах РПЦ

15 мая 2016 года, в Неделю святых жен-мироносиц, митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, возглавил Литургию по древнерусскому чину в московском храме Покрова Пресвятой Богородицы (РПЦ МП) в Рубцове.

Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)

Ему сослужили настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцово архимандрит Дионисий  (Шишигин), руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции при храме Покрова в Рубцове протоиерей Иоанн Миролюбов, настоятель храма святого апостола Иакова Заведеева в Казенной слободе протоиерей Сергий Точёный, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе священник Михаил Асмус, клирик храма Покрова в Рубцове священник Андрей Фастов, иеродиакон Николай (Оно) и клирик храма святителя Николы в Покровском диакон Вадим Лебедев.

Священство РПЦ МП

За богослужением мужской правый лик под руководством Д.А. Григорьева и левый лик под управлением Г.Б. Печенкина исполнили песнопения древнерусским знаменным распевом.

Клирошане

После заамвонной молитвы митрополит Иларион совершил освящение клиросных икон. По окончании богослужения архиерей обратился к духовенству и молящимся с приветственным словом, в котором, в частности, отметил суть праздника Жен-мироносиц: 

Рядом с Господом всегда оставались женщины — те, которых мы сегодня прославляем и чтим. В Евангелии мало говорится о них, и до повествования о страстях Христовых мы ничего о них не знаем. Только потом мы узнаём, что, оказывается, они были с Господом Иисусом в самые страшные часы и в последние минуты Его земной жизни. Именно они позаботились о Его погребении и о том, чтобы Его Тело не осталось во гробе непомазанным. И именно они стали первыми свидетелями Воскресения Христова. Этот женский подвиг, о котором молчаливо повествуют все четыре Евангелия, является для всех нас и, прежде всего, для женщин, вдохновляющим примером.

На торжественную Литургию собралось множество прихожан

Также Литургия по старому обряду в этот день прошла в другом единоверческом приходе — церкви Рождества Христова в г. Эри, штат Пенсильвания, США (РПЦ заграницей). Возглавил Литургию епископ Иоанн, Каракасский и Южно-Американский, викарий первоиерарха РПЦЗ по окормлению единоверцев. Ниже несколько фотографий с Богослужения.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (30)

  1. Сергей Агеев

    Вот интересно. Среди сослуживших вл. Илариону упомянуты клирики из обычных храмов РПЦ. Они тоже интересуются древнерусским чином?

    • Иван Миролюбов

      Не знаю кого и чему можно научить против его воли. Но могу свидетельствовать: интерес среди духовенства РПЦ к древнему чину растет. У нас маленький храм и небольшой алтарь. Желающих молиться и служить бывает больше и даже значительно больше, чем видно на снимках. Молящиеся, например, при заполненности основного храма стоят и в боковых приделах (т. н. гульбище).

    • Александр Викторович
      Александр Викторович

      Интересно, по какому принципу приглашались священники на это богослужение? И почему не было ни одного единоверческого попа из других приходов?

    • Иван Миролюбов

      Не очень трудная головоломка: потому, что единоверческие попы из других приходов в этот праздник служат на своих приходах.

    • Александр Викторович
      Александр Викторович

      Отче честный, так ведь у присутствующих священников тоже же есть свои приходы…

    • Иван Миролюбов

      Уважаемый Александр, из пяти сослужащих с митрополитом священников, трое были именно из Покровского храма в Рубцове. Двое других из многоклирных храмов. Не поленитесь заглянуть в справочник по православным приходам Москвы, сможете убедиться, что в редких храмах служит один священник, обычно — несколько.

    • Иван Миролюбов

      Для любопытствующего Александра я бы еще добавил, что это для старообрядческих и старообрядных приходов Неделя жен-мироносиц становится насыщенной событиями и праздниками. Про обычные православные приходы так сказать нельзя, поэтому их клирики в этот день более свободны.

    • Александр Викторович
      Александр Викторович

      Раз дело в этом, тогда понятно.:) Подождем следующей литургии владыки, когда не будет столь значимого Праздника, и на ней мы сможем увидеть Единоверческое духовенство. Спаси Христос за разъяснения!

    • Сергей Агеев

      "это для старообрядческих и старообрядных приходов Неделя жен-мироносиц становится насыщенной событиями и праздниками. Про обычные православные приходы так сказать нельзя"

      А почему для старообрядцев так важно это время? Ведь праздники вроде одинаковые. Это какая-то особенность именно древлеправосланой традиции?

    • Глеб Чистяков
      Глеб Чистяков

      В последние годы принято считать, что праздник св. Жен-мироносиц отмечающийся так широко в Русской Православной старообрядческой Церкви издавна связан с распечатанием алтарей храмов Рогожского кладбища состоявшемся 17 апреля 1905 года.

      На самом деле, постановление первого, после Указа об укреплении начал веротерпимости Освященного собора от 22 августа 1905 года говорит о другом. Священству благословляется по всем епархиям ежегодно, 17 апреля «в ознаменование дарованной нам свободы служить Литургию и благодарственный о здравии его величества молебен». Но если 17 апреля придется на страстную неделю, повелевалось служить такой молебен в сам день Пасхи.

      Естественно, с особым чувством благодарности староверы молились за государя Николая Александровича, своего освободителя, в 1905 году. После 1917-го молиться стало не за кого, но память о торжественности 17 апреля осталась. Каким образом и когда эта дата была перенесена на праздник Жен-Мироносий пока не выяснено. Однако, сегодня, как уже бывало не раз в церковной истории, новый обычай прижился и затмил старый.

      Начиная с 1988 года день Жен-Мироносиц отмечался на Рогожском как особый праздник, однако окончательно в современном виде он сформировался только в 2005 году, при митрополите Андриане (Четвергове). С той поры на Рогожском проходят тематические выставки и вечера духовных песнопений на которые съезжаются лучшие старообрядческий хоры России.

    • Сергий 985

      С историей и причинами праздника Ж-М для старообрядцев теперь все ясно. Осталось понять чем этот праздник примечателен для старообрядных приходов РПЦ, ведь закон о веротерпимости 1905 года не нес для единоверцев той свободы как для старообрядцев?

    • Иван Миролюбов

      А тут и понимать нечего. Раз на Рогожке большой праздник, то и в других согласиях это как-то отложилось. Так думаю про РДЦ. В Михайловской слободе издавна в этот день Крестный ход и большой праздник. В Рубцове — дело случайности. Сначала служба митрополита предполагалась в Светлую Субботу, но перенесли из-за его занятости.

    • Иван Миролюбов

      Что касается манифестов 1905 и 1907, то на единоверцах это весьма существенно отразилось. Но это — особая тема, по которой есть литература.

  2. Сергей Агеев

    Ещё один шаг к укреплению и развитию Единоверия, т.е. старообрядных приходов Русской Православной Церкви. Радостно за них.

    • Иван Миролюбов

      Не понял вопроса о "шапке". Митра удивляет? Всё сугубо старообрядческое на вл. Иларионе изготовлено на Рогожке. Можно отдельно обсуждать вопрос об аутентичности старине того, что там изготавливают, но факт остается фактом — сделано там. И на мой взгляд — в конкретном данном случае — вполне качественно и исторически достоверно.

    • Сергий 985

      Да, именно удивляет. Черную редко вижу, не попадались фото ни одного из последних старообрядческих митрополитов в черной митре.
      А выглядит хорошо.
      Мне нравятся дораскольные облачения — простые, скромные, даже у духовенства высших чинов. В новообрядчестве как-то много всяких камушков, ленточек, вышивок и прочих деталей на облачениях, какой-то карнавал уже получается. А дораскольные одежды строгие, монотонные — как положено.

    • alimpy

      Вообще, клобуком называют все вместе: каптырь и камилавку. Но каптырем правильно называть то, что надевается поверх камилавки. Когда я только присоединился к Церкви в 1988 г., то нигде не мог найти правильного кроя каптыря. Архиереи его не носили, а инок был один единственный о. Арсений и я — второй. Такая ситуация продолжалась долгое время. Клобуки, которые я тогда видел, были эрзац — образца, в стиле "старообрядческого барокко: с жёсткой высокой камилавкой и намертво привязанными к ней каптырями, утрированной длины, спускающимися ниже пояса (как на портрете Павла Белокриницкого).

      Но, даже и таких клобуков было не найти, и никто понятия не имел, как их шить; когда рукополагали Еп. Зосиму и Еп. Савватия, то сшили что-то совершенно невообразимое. Ещё тогда я предпринял длительное исследование, пока не разработал образец кроя, по сохранившимся музейным образцам (митр. Корнилий иногда надевает каптырь моей конструкции). Большинство же представителей иноческого чина и епископата РПСЦ упрямо игнорируют правила ношения каптыря и камилавки.

      Впрочем, эта тенденция, как нельзя лучше соответствует общему антистарообрядческому укладу церковного общества РПСЦ и Браилы.

    • Сергий 985

      Алимпий, спаси Христос за интереснейшие подробности!

      А такой вопрос: нередко старообрядческие епископы одевают круглые шапки которые утолщаются кверху. Например, как на епископе Силуяне на фотографии — http://rpsc.ru/wp-content/uploads/2014/06/sibir_5.jpg
      Очень похожи на головные уборы новообрядческих епископов. У этих шапок есть древлеправославные источники?

    • Глеб Чистяков
      Глеб Чистяков

      Во время съемок фильма "Раскол" довелось поработать с талантливым художником по косттюмам Еленой Лукьяновой, которая делала многие облачения по музейным экспоноатам. Так вот клоубуки первых русских патриархов выглядели точно таким же образом — камилавка отдельно и клобук (каптырь) отдельно. Только белого цвета. Причем и камилавка и каптырь, не имели жесткого основания.

    • Иван Миролюбов

      Вообще, позволю себе высказать собственное мнение: клобуки сегодня лучше всего и правильнее делают в Кузнецкой единоверческой общине (Пензенская обл.). Но есть проблема с расстоянием и невозможностью организовать примерку, если это потребуется.

    • Сергей Агеев

      К сожалению, информации о жизни старообрядных приходов РПЦ очень мало даже и на единоверческих ресурсах. А ведь из таких, казалось бы, мелких, но ярких подробностей, и возникает интерес окружающих к развитию православного старообрядчества. А в Кузнецке люди молодцы, смогли после такого удара подняться и активно расти.

    • Иван Миролюбов

      Сергею. Если у "окружающих" будет быстро расти интерес к православному старообрядчеству, то не факт, что результатом будет его "развитие". Мне кажется, что единоверцы интуитивно понимают, что в нынешнее время полезнее накапливать силы, чем заниматься пиаром. Старообрядцы относятся к нам с большим недоверием. И я бы так сказал: это их проблема. Убежденные и сознательные новообрядцы тоже относятся к нам с недоверием. И это тоже их проблема. Есть у нас и свои проблемы. Некотооые из них с Божьей помощью понемногу решаются.

    • Сергей Агеев

      Да, непрост будет путь единоверия, но верю, что у православное старообрядчество в лоне РПЦ ждет большое будущее. Может и правильно — если сейчас сил пока мало, освоить и закрепить то, что уже есть — создать сильные общины, восстановить и обустроить храмы, нарабатывать опыт во всех сферах. А потом двинуться дальше.
      И все же грамотная и сильная информационная политика — это очень важно, это один из инструментов, пусть пока не главный, но потом без него не обойтись.

    • Сергий 985

      > Мне кажется, что единоверцы интуитивно понимают, что в нынешнее время полезнее накапливать
      > силы, чем заниматься пиаром. Старообрядцы относятся к нам с большим недоверием.
      > Убежденные и сознательные новообрядцы тоже относятся к нам с недоверием.

      Я думаю это особенность любого граничного положения (если можно так сказать) — в той или иной степени чужой и для своих, и для чужих. Читал, что подобное наблюдается и в католичестве, где нередко весьма прохладное отношение наблюдается к униатам. Вроде свои, а вроде не свои.

    • Сергей Агеев

      "особенность… граничного положения"

      Зато какое при этом широкое поле деятельности и масштаб задач!

    • Сергий 985

      > Зато какое при этом широкое поле деятельности и масштаб задач!

      Возможность интеграции всего лучшего, это точно. Правда, и худшее можно взять. Но зато и лучшее есть.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля

В связи с обновлением сайта, просим Вас воспользоваться формой для восстановления пароля от личного кабинета.

Восстановить пароль Зачем мне это?