В 1919 году старый пароход «Кронштадт» отплыл из Одессы, к которой уже подходили большевистские части. На борту было множество людей, спасавших свои жизни. Но часть экипажа оказались приверженцами идей побеждающего пролетариата и попыталась затопить пароход и уйти на подготовленных лодках.
Такой поворот событий предотвратили юнкера Одесского военного училища, находившиеся среди пассажиров. Они подавили мятеж, но пароход получил повреждения и стал тонуть. Одним из тех, кто своим поразительным мужеством подавал другим пример, оказался московский промышленник, заступивший на работу в машинное отделение. Звали его Николай Тимофеевич Каштанов. Через несколько дней все были спасены английским миноносцем и кораблем Русского добровольного флота.
Владелец крупных суконных производств, один из самых известных меценатов России, он был более чем уважаем как на родине, так и в эмиграции. Директор-распорядитель товарищества суконной мануфактуры «Братья Каштановы» в Серпухове, председатель правления Московского промышленного банка, член Московского коммерческого суда. Строил школы, больницы. У этого человека было очень много должностей. И девиз, которому он старался следовать всю жизнь: «Целью всей такой упорной работы и затраченной энергии Н.Т. была у него одна, чтобы дать доброкачественный и дешевый товар потребителю российского рынка, который не только не должен был бы „покупать мундира заморского“, по задаче, данной еще Петром Великим суконной зарождавшейся промышленности, но и не покупал бы вовсе заграничных изделий». Н.Т. — так именовал себя в третьем лице сам Николай Тимофеевич.
Как современно звучит эта цитата из воспоминаний Николая Каштанова, который начал их писать в оккупированном немцами Париже в 1942-м. Впоследствии рукопись мемуаров оказалась за океаном в архиве Колумбийского университета. С немыслимыми усилиями копию бесценного труда получил двоюродный правнук промышленника, москвич Василий Зыбин. Прежде всего благодаря ему воспоминания увидели свет в столичном ИЦ «Краеведение» под эгидой Российского института наследия имени Д. С. Лихачева.
Записки Каштанова — еще один неоценимый источник по истории русского купечества. Он с огромной теплотой пишет о своих предках, крестьянах-старообрядцах, о жизни в благословенные дореволюционные времена в купеческом доме, о развитии промышленности в России. Рассказывает о женитьбе на купеческой дочери Екатерине Кудрявцевой, быте и нравах элиты российских промышленников. Поражаешься точной фактографической памяти мемуариста, четко и точно передающего события минувшего. Конечно, перед нами проходят и страшные картины эпохи русской смуты. Посидевший в тюрьме и едва не расстрелянный новой властью, Николай Тимофеевич был близок к генералам Деникину и Врангелю, а оказавшись во Франции, продолжал делать все для своих соотечественников. Он стал первым товарищем председателя общества «Икона», жертвовал значительные средства на создание в Париже Сергиевского подворья и нужды храма Александра Невского.
Николай Тимофеевич умер в столице Франции в 1950 году. Его мемуары более чем актуальны сегодня, когда нам еще раз надо понять, что такое настоящее служение своей стране.
Источник: www.ng.ru
Комментариев пока нет