В Бичурском детском саде нашли новый подход к изучению истории старообрядцев Забайкалья. От обычных уроков перешли к созданию специальных пособий. Как семейские старообрядцы оказались в Сибири, каким образом удалось сохранить старые обычаи и традиции — теперь все это хорошо знают дети садика «Подснежник».
Музыкальный руководитель первого детского сада, где разработали учебно-методический комплекс по изучению истории старообрядчества, Татьяна Петрова рассказала:
Вы посмотрите взрослым все здесь интересно, а детям и подавно. Не каждый может точно и верно объяснить историю и культуру старообрядчества, читать книги они не умеют. Почему мы создали именно в печатном виде, потому что они со взрослыми вместе взаимодействуют, взрослый объясняет. И в виде книги, не в электронном виде, а в виде книги, потому что книга это все-таки лучше, чем посмотреть по компьютеру.
Тем не менее к методичкам прилагается еще и диск, а на научно-практическом семинаре пособием уже заинтересовались руководители городских садов. Ольга Мироненко, руководитель дошкольного образовательного учреждения № 64 г. Улан-Удэ, отметила:
Посмотрите, здесь своеобразный орнамент, здесь предложен интересный выбор, скажем из нескольких видов росписи, интересно выбрать именно то, чем занимаются непосредственно это дошкольное образование, поэтому это пособие очень интересно.
На базе этого материала выйдет целый учебный комплекс по истории старообрядцев, который будет выпущен на федеральные средства. Общество культуры семейских стали победителями президентского гранта, направленного на развитие гражданского общества.
Сергей Петров, председатель совета региональной общественной организации «Общество и культура семейских Бурятии», рассказал:
Чтобы дети воспитывались на лучших примерах своих предков, поэтому мы и решили создать вот такой учебно-методический комплекс. Так как традиция семейских признана шедевром устного нематериального наследия в Париже, ЮНЕСКО признало, поэтому мы решили что это нужно разработать и внедрить.
Благодаря президенсткому гранту появится учебно-методический комплекс и для школьников. Материалы будут разрабатывать с учетом и других районов республики, где проживают семейские.
Старообрядчество Бурятии — это один из крупнейших центров старой православной веры и допетровской исконно-русской культуры не только в России, но и в мире. В Бурятии проживает порядка 200 тысяч семейских, потомков русских старообрядцев Забайкалья — это более 20% населения республики. До 1930-х гг. в семейских селах были свои школы, в которых уставщики и грамотные начетчики обучали детей старославянскому языку, знаменному крюковому пению, богослужебному уставу и истории старообрядчества. В 2001 году ЮНЕСКО присвоило культуре старообрядцев-семейских высокое звание «Шедевр устного и нематериального наследия человечества».
Ну вот говорится "традиции", "обычаи" — ок, хорошо. А как у этих старообрядцев с религиозной грамотностью? Уделяется внимание богословскогому образованию? Ведь "семейские" это же религиозное в первую очередь объединение, и старообрядчество среди образующих явлений этого объединения.
В староверии, не только семейском, вообще принято изучать почему скажем Дух не может исходить от Сына и почему это рассекает Троицу? Читают это в МСДУ?
То есть я о чём… старообрядцы вот семейские и не только ставят веру на первое место в жизни. То есть живут значит, руководствуясь в первую очередь вероучительными знаниями. С кафтанами и сарафанами всё ясно, а сами идеи вероучительные так же дотошно изучаются? Иначе как по ним жить?
"До 1930-х гг. в семейских селах были свои школы, в которых уставщики и грамотные начетчики обучали детей старославянскому языку, знаменному крюковому пению, богослужебному уставу и истории старообрядчества."… а теперь есть детсад с картинками….. Прогресс, однако…
Насчет допетровской исконно-русской культуры, особенно национального костюма, — имеются сомнения. Проживая до "выгонок" в Речи Посполитой семейские впитали и от белорусов, поляков, а потом уже и от бурят. Отсюда своеобразная разноцветная "полуцыганщина".
zavoljskii, а ты сам-то часом цыган или нет? А то несешь всякую цыганскую чушь. "Проживая до "выгонок" в Речи Посполитой семейские впитали и от белорусов, поляков, а потом уже и от бурят". Что впитали-то? Культуру, костюм или сомнения?
Ваша раздражительность, граничащая с хамством, давно известна. Жаль, что даже Великий пост Вас не останавливает. Тем не менее отвечаю: не цыган; " всякую чушь" можете почитать в работах этнографов, историков, культурологов по национальному костюму как элементу культуры, который под воздействием окружающей среды подвержен изменениям; что же касается размещенного фото, то не только костюмы, но и современные тети уж никак не могут быть носителями "допетровской исконно-русской культуры".
Главное сам zavoljskii первый хамло "Отсюда своеобразная разноцветная "полуцыганщина"." А когда перед фактом ставишь начинаешь обижаться. Сам научись выражаться без ярлыков и оскорблений, а потом других учи, а то умник нашелся, ни стыда, ни совести.
Носителю широко известной и уважаемой фамилии! Видимо, слово "полуцыганщина" стало для Вас как красная тряпка для быка. Больше Вы ничего не видите и не слышите (или не хотите, или Ваш культурный уровень только на уровне грубости). А слово взято в кавычки и употреблено применительно к ярким и разноцветным костюмам, такой прием не редкость в литературе. Но учить Вас не собирался, продолжайте и дальше демонстрировать свой "калорит".
Благодарствуем за разрешение "продолжайте и дальше демонстрировать свой "калорит". Семейскому костюму уже более 250 лет только в Забайкалье, а то что было ранее история умалчивает. У историков с учеными званиями как всегда одни догадки и версии без фактов. В каждом районе свои особенности костюма, так как разные группы переселенцев из разных регионов европейской части Российской империи. Даже в этой статье на разных фото есть различия, эти фото семейских из разных районов Забайкалья. Верхнее фото семейских Тарбагатайского р-на Республики Бурятия, нижнее фото семейские Забайкальского края с гостями из Бурятии. И эти костюмы праздничные, для повседневной жизни костюмы менее яркие и женские кички без цветов и без украшений.