Выставка «Искусство Великого Новгорода эпохи святителя Макария»

27 апреля в Русском музее открылась выставка «Искусство Великого Новгорода эпохи святителя Макария». Эпоха искусства Великого Новгорода первой половины XVI столетия еще ни разу не становилась предметом специального выставочного проекта и не демонстрировалась как цельное художественное явление. Ключевой личностью российской истории и культуры этого времени являлся митрополит Макарий (1482–1563), с годами архиепископства и многогранной деятельностью которого в Новгороде (1526–1542) связан блистательный расцвет всех видов искусства.

Битва новгородцев с суздальцами» (Чудо от иконы Богородицы «Знамение»). Фрагмент, вторая половина XV века, из церкви Святого Николы Кочанова

Русский музей обладает значительным собранием произведений древнего Новгорода XVI столетия — икон, шитья, резьбы по дереву, литургической утвари, литья. На выставке впервые продемонстрирован значительный пласт художественного наследия крупнейшего древнерусского центра, во многом определившего характер искусства всего Российского государства.

Святитель Никола Мирликийский с житием в 18 клеймах. Конец XV — начало XVI века, Новгород.  Богоматерь Одигитрия (типа Грузинской). Первая треть XVI века. Новгород. Дерево, левкас, темпера, золочение

Центральным произведением выставки является единственный в своем роде деревянный резной круглый амвон, созданный по инициативе святителя Макария в 1533 году для кафедрального Софийского собора. Амвон поражал своей красотой современников, и летописец включил рассказ о нем в летопись. Этот уникальный древний памятник предстал перед посетителями выставки после многолетней комплексной реставрации.

 Общий вид амвона 1533 года из собора Святой Софии Великого Новгорода до реставрации, 2014 год

Деревянный амвон 1533 года из собора Святой Софии Великого Новгорода (высота — 300 см, окружность 600 см) был одним из первых древнерусских памятников, поступивших в Русский музей из Императорской Академии художеств в 1897 году. В 2014 году было принято историческое решение начать его полную реставрацию. В проекте принимали участие все сотрудники мастерской реставрации резных икон и деревянной скульптуры Русского музея. Вплоть до XVII века амвон активно использовался в богослужении главного собора Новгорода. В XVIII веке он был убран на хоры, откуда был вывезен в 1860 году в числе других древностей Софийского собора в Академию художеств. В 1897 году памятник из Академии художеств был передан в Русский музей и до 1920-х годов находился на экспозиции. В самом начале Великой отечественной войны экспонат был разобран. И только после окончания войны был вновь собран и хранился уже в фондах музея.

Первая часть амвона была представлена после реставрации в конце 2014 года на выставке «Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины в Русском музее»

Сейчас это единственный в мире сохранившийся отдельно-стоящий деревянный амвон византийской православной традиции, предназначавшийся для свершения особо значимых чинопоследований в богослужении. В свое время амвон был богато украшен иконными изображениями, скульптурой и позолоченной резьбой. Конструкция сохранилась практически целиком (за исключением приставных лестниц и настила кафедры). Вставные живописные иконы с образами святых, располагавшиеся в 3 ряда, до нас не дошли, однако сохранились расписанные резные фигуры нижнего яруса. Частично утраченными также оказались накладные детали (резные валики, киотцы, капители, херувимы). На выставке основные этапы реставрационных процессов отражают документальные и научные материалы, фото и видеопрограммы. В состав выставки также вошли произведения из Русского музея, Третьяковской галереи, Псковского музея-заповедника, Российской национальной библиотеки и многих других. Так, пять лицевых рукописных книг первой половины XVI века из собрания Отдела рукописей Российской национальной библиотеки украсят новую выставку Русского музея. Книги были созданы в Новгороде и принадлежали библиотекам известных новгородских монастырей.

Крест наперсный Распятие. Спас Нерукотворный. Первая половина XVI века, оборот — XIX век. Новгород (после XVI века) Серебро, жемчуг, скань, золочение

Выставка продлится до 1 августа 2017 года. Экспозиция развернута в залах Русского музея корпуса Бенуа по адресу: г. Санкт-Петербург, Набережная канала Грибоедова, 2. Телефон для справок: + 7 (812) 595-42-48.

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля