Лучшие образцы древнерусской живописи и медной пластики представлены на выставках в Тотьме

В Тотьме Архангельской области в Музее церковной старины открыты две замечательные выставки, на одной представлены лучшие образцы древнерусской живописи из собрания Тотемского музейного объединения, а на другой — медная пластика. 

Выставка, посвященная древнерусской живописи из собрания Тотемского музейного объединения

Коллекция древнерусской живописи — одна из наиболее ценных в собрании Тотемского музейного объединения. На примере икон можно проследить историю местного иконописания и связей с ведущими культурными центрами разного времени — Москвой и Новгородом, Костромой и Ярославлем. Собранная многими поколениями энтузиастов, коллекция насчитывает около четырехсот памятников, бытовавших в Тотьме и окрестных монастырях, которыми был богат Тотемский уезд, включая привозные работы мастеров Русского Севера.

Успение Пресвятой Богородицы. Конец ХIV — начало ХVII вв.

Наиболее ранними из числа сохранившихся являются иконы из деисусного чина первой половины XVI века: «Святой Иоанн Предотеча», «Святой Никола Чудотворец» и иконы, которые первоначально являлись створками царских врат: «Святой Василий Кесарийский» и «Святой Иоанн Златоуст». Деисусные чины, написанные на одной доске, пользовались в сельских и монастырских церквах Севера большой популярностью. К сожалению, до наших дней дошли считанные единицы. Деисусный чин из Тотьмы уникален тем, что он дополнен еще праздничным и пророческими чинами. Цветовое решение этого произведения основано на сочетании цветов, словно рдеющих и мерцающих в глубине живописной поверхности. Строй художественных образов на этих иконах близок к нормам народной эстетики, хотя при этом и отличается большей строгостью.

В конце XVI — начале XVII века тотемские иконописцы пережили общее увлечение созданием больших многосюжетных икон, предвещавших развитие повествовательного жанра в живописи XVII столетия. Наибольший интерес среди них представляет икона святого Николы с 84 житийными клеймами из Никольской церкви Тотьмы. Во множестве сцен тотемский живописец проиллюстрировал ходившие в списках неканонические жития Николы.

Св. Никола Чудотворец в житии (Никола Зарайский) (84 клейма). Конец ХVII – начало ХVII вв. Из церкви Рождества Христова, Тотьма

Значительным памятником тотемской иконописи первой половины XVII века является икона «Богоматерь Одигитрия». Образ Богородицы на ней отличается монументальностью. Нельзя не отметить необычную узорчатость нимбов Пресвятой Девы и Младенца, а также орнамент мафория Богородицы, который сходен с вологодским кружевом.

Богоматерь Одигитрия. Кон. ХVI – нач. ХVII вв

В собрании представлено 19 икон с изображением местночтимого святого Феодосия Тотемского, основателя Суморина монастыря в XVI веке. На которых выражена статичная фигура Феодосия, стройные белые храмы монастыря и города Тотьмы написаны в «живописной» манере и отражают стремление тотемских иконописцев к овладению приемами пространственной живописи.

В коллекции сохранились царские врата, как образец убранства северорусских храмов, которые свидетельствуют о высоком потенциале местной художественной традиции.

Царские врата. ХVI в. Из церкви Афанася Александрийского, Верхнекокшеньгская вол. Тотемского уезда

Памятники медного литья составляют в Тотемском музее многочисленную группу и насчитываю 150 единиц. К этой группе относятся кресты и складни, которые сопровождали владельца во время дальних поездок и путешествий.

Для складней характерны рельефные изображения в миниатюрных размерах, что позволяет их отнести к особой разновидности скульптуры — медной пластике.

Складни XVIII-XIX вв.

В начале XVIII века был издан царский указ о запрете литья и продаже медных изделий, который гласил: «Ибо выливаются оные зело неискусно и неизобразительно, и тем достойной части весьма лишаются…»

Складни в коллекции Тотемского музейного объединения весьма разнообразные: есть двухстворчатые, трехстворчатые и четырехстворчатые.

На складнях можно увидеть изображение Исуса Христа, Богородицы, ангелов, наиболее почитаемых святых.

Многие медные изделия изготовляли в литейной мастерской поморской Выговской пустыни, известного художественного центра на Севере России.

Складни XVIII-XIX вв.

Процесс изготовления выговских складней был более трудоемким, так как створки и оглавия отливались по отдельности и крепились к середнику. Оборотная сторона таких складней украшена изображением Голгофского креста.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля