В Тотьме Архангельской области в Музее церковной старины открыты две замечательные выставки, на одной представлены лучшие образцы древнерусской живописи из собрания Тотемского музейного объединения, а на другой — медная пластика.
Коллекция древнерусской живописи — одна из наиболее ценных в собрании Тотемского музейного объединения. На примере икон можно проследить историю местного иконописания и связей с ведущими культурными центрами разного времени — Москвой и Новгородом, Костромой и Ярославлем. Собранная многими поколениями энтузиастов, коллекция насчитывает около четырехсот памятников, бытовавших в Тотьме и окрестных монастырях, которыми был богат Тотемский уезд, включая привозные работы мастеров Русского Севера.
Наиболее ранними из числа сохранившихся являются иконы из деисусного чина первой половины XVI века: «Святой Иоанн Предотеча», «Святой Никола Чудотворец» и иконы, которые первоначально являлись створками царских врат: «Святой Василий Кесарийский» и «Святой Иоанн Златоуст». Деисусные чины, написанные на одной доске, пользовались в сельских и монастырских церквах Севера большой популярностью. К сожалению, до наших дней дошли считанные единицы. Деисусный чин из Тотьмы уникален тем, что он дополнен еще праздничным и пророческими чинами. Цветовое решение этого произведения основано на сочетании цветов, словно рдеющих и мерцающих в глубине живописной поверхности. Строй художественных образов на этих иконах близок к нормам народной эстетики, хотя при этом и отличается большей строгостью.
В конце XVI — начале XVII века тотемские иконописцы пережили общее увлечение созданием больших многосюжетных икон, предвещавших развитие повествовательного жанра в живописи XVII столетия. Наибольший интерес среди них представляет икона святого Николы с 84 житийными клеймами из Никольской церкви Тотьмы. Во множестве сцен тотемский живописец проиллюстрировал ходившие в списках неканонические жития Николы.
Значительным памятником тотемской иконописи первой половины XVII века является икона «Богоматерь Одигитрия». Образ Богородицы на ней отличается монументальностью. Нельзя не отметить необычную узорчатость нимбов Пресвятой Девы и Младенца, а также орнамент мафория Богородицы, который сходен с вологодским кружевом.
В собрании представлено 19 икон с изображением местночтимого святого Феодосия Тотемского, основателя Суморина монастыря в XVI веке. На которых выражена статичная фигура Феодосия, стройные белые храмы монастыря и города Тотьмы написаны в «живописной» манере и отражают стремление тотемских иконописцев к овладению приемами пространственной живописи.
В коллекции сохранились царские врата, как образец убранства северорусских храмов, которые свидетельствуют о высоком потенциале местной художественной традиции.
Памятники медного литья составляют в Тотемском музее многочисленную группу и насчитываю 150 единиц. К этой группе относятся кресты и складни, которые сопровождали владельца во время дальних поездок и путешествий.
Для складней характерны рельефные изображения в миниатюрных размерах, что позволяет их отнести к особой разновидности скульптуры — медной пластике.
В начале XVIII века был издан царский указ о запрете литья и продаже медных изделий, который гласил: «Ибо выливаются оные зело неискусно и неизобразительно, и тем достойной части весьма лишаются…»
Складни в коллекции Тотемского музейного объединения весьма разнообразные: есть двухстворчатые, трехстворчатые и четырехстворчатые.
На складнях можно увидеть изображение Исуса Христа, Богородицы, ангелов, наиболее почитаемых святых.
Многие медные изделия изготовляли в литейной мастерской поморской Выговской пустыни, известного художественного центра на Севере России.
Процесс изготовления выговских складней был более трудоемким, так как створки и оглавия отливались по отдельности и крепились к середнику. Оборотная сторона таких складней украшена изображением Голгофского креста.
Комментариев пока нет