В Челябинске проходит уникальная выставка «Уральское чудо. Святые лики», посвященная уральской иконописи и скульптуре, памятникам старообрядческой культуры, о развитии и становлении двух основных иконописных школ — Строгановской и Невьянской.
На Урале бурное развитие иконописи случилось в конце XVII — начале XVIII века. В те суровые годы активно стал заселяться горнозаводской Урал, строились железоделательные заводы, развивалось ремесло рудознатцев и горнодобытчиков. Многие из рабочих, переезжающих из Центральной России, исповедовали старообрядческое направление православной веры. В больших городах и столицах старообрядцев преследовали, запрещали совершать богослужения. Поэтому уезжали в малозаселенные, глухие места — на Урал и дальше в Сибирь.
Знатоки утверждают, что существовало узнаваемое челябинское направление в иконописи, которое не выросло в отдельное крупное направление церковного искусства, а осталось на уровне узнаваемой традиции письма.
Предметы на выставке собирались буквально со всего Уральского федерального округа. Уникальные образцы деревянной храмовой скульптуры приехали из Пермской художественной галереи. Оттуда же прибыли и самые старинные экспонаты выставки — крупные храмовые иконы XVII века и несколько небольших уникальных икон того же периода.
Множество экспонатов прислали музеи Кургана, Екатеринбурга, Невьянска, Нижнего Тагила, Кыштыма. Получилось составить практически полную картину духовной жизни уральского старообрядца. Среди предметов экспозиции есть и традиционная одежда, предназначенная для совершения церковных обрядов, и иконы, и меднолитая пластика, и служебные церковные книги, и предметы из домашней молельни. Стоит отметить, что старообрядческое направление православия долгое время в стране не поощрялось, потому богослужения совершались втайне, на дому.
Широкое распространение получили технологии самостоятельного изготовления предметов культа, предназначенных для использования в домашних условиях. Как раз для этих целей изготавливалось большое количество самодельных икон, в настоящее время представляющих особенный интерес не только для исследователей иконописи, но и для всех почитателей живописного искусства. В этих иконах мастера-старообрядцы сохранили древние византийские традиции. Иконы, созданные непрофессиональными иконописцами, получили название «народная икона». На таких иконах чаще всего изображались самые популярные сюжеты: Пресвятая Богородица с младенцем Исусом, Параскева Пятница, Никола Чудотворец. Народные иконы можно отличить по менее сложной технике письма, чем-то схожей с наивным искусством.
Выставка «Святые лики» стала третьей в большом проекте «Уральское чудо», посвященном традиционным промыслам нашего края. Предыдущие выставки проекта рассказывали о камнерезном искусстве и чугунном литье. На церемонии открытия выставки «Святые лики» выступила первый заместитель министра культуры Челябинской области Ирина Анфалова-Шишкина.
«Выставка замечательная, — отметила Ирина Анфалова-Шишкина. — Сердце наполняется радостью и теплотой. Каждый предмет несет в себе заряд света и любви, рассказывает про огромный труд создателя и хранителя каждого предмета. Спасибо нашим коллегам из музеев Уральского региона за предоставленные экспонаты».
Старообрядческие иконы отличаются тончайшей проработкой даже самых мелких деталей: можно часами рассматривать переплетение узоров на облачениях святых, искусные декоративные оклады икон, уральские пейзажные композиции, включенные в некоторые сюжеты.
Искусство невьянских иконописцев не угасло, в конце XX века оно вышло на новый виток развития. В настоящее время невьянская икона стала объемной и объединила в себе традиции ювелирного искусства, писаной иконы и объемного литья. Иконописцы пишут по металлу, по коже, по бересте и создают уникальные предметы, которые хранятся в музеях разных стран мира.
Комментариев пока нет