Новая компьютерная игра «Смута», посвященная событиям и истории XVII века и, в частности, так называемому «смутному времени», представлена в России. Действие «Смуты» опирается на исторический роман Михаила Николаевича Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», который повествует о периоде Смутного времени, одном из самых больших кризисов в истории Русского государства. Главный герой книги и игры — боярин Юрий Дмитриевич Милославский. В своём путешествии он встретит немало исторический личностей, например, князя Пожарского и купца Минина, и примет участие в формировании ополчения. Герой посетит и несколько реально существующих городов, Нижний Новгород, Ярославль, Москву, а также прогуляется по их окрестностями.
Надо отметить, что писатель Михаил Загоскин считается одним из видных бытописателей истории русского общества и народа в XVII веке. Тем не менее, взгляды на старообрядчество Загоскина соответствовали тенденциозному духу эпохи. Современный историк Виктор Боченков считает, что писатель в своем романе «Брынский лес» хоть и старался описать быт и нравы староверия, но все же вместо научно-художественной репрезентации этого глубокого духовного явления ограничился тривиальными прозаическими зарисовками, оформленными на фоне материалов, почерпнутых в миссионерской антистарообрядческой литературе.
Очевидно, то же самое относится и к его роману «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». Сам Загоскин уточнял, что для написания романа изучал «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина, «Опыт повествования о древностях русских» Г. П. Успенского, летописи, сочинения русских авторов XVII века, и среди них знаменитое «Сказание» келаря Троице-Сергиевой лавры Авраамия Палицына об обороне лавры во время осады её поляками, а также описания допетровской России и быта того времени. Словом, к историческому содержанию литературных произведений Загоскина нужно относиться с большой осторожностью.
Что касается новой игры, то, как указывают профессионалы игрового бизнеса, ее художественная ценность на уровне ценности произведений самого Загоскина.
Обозреватель компьютерных игр Кирилл Примаков указывает:
«С самого начала наблюдатель будет надеяться хотя бы на какое-то развитие событий, с яркими эпизодами, наполненными чувственными событиями. Но и в этом аспекте игроков ждёт разочарование — „Смута“ вышла совсем уж безэмоциональной. Она никак не откликается в душе геймера. И проблема не только в крайне затянутом введении и таком же медленном развитии событий, а в пустом по наполнению сценарии…
…А вот по части атмосферы здесь получилось всё намного лучше — разработчики умело передали эпоху. Аутентичные окружение, костюмы, речь и звуковое сопровождение встретят игроков повсюду: с первых минут и до самого финала. Этому не столь удивляешься, сколько радуешься исполнению. Куда не пойди, всюду старорусские избы и разодетые персонажи. NPC в городах предостаточно, иногда можно отвлечься на танцы с девицами или подслушать считалку».
Отзывы от других пользователей тоже неоднозначные. Некоторые говорят, что игра слишком требовательна к ресурсам. Другие говорят, что игра в принципе не плохая, но «стоит поработать над графикой, звуком, геймплеем, сюжетом, оптимизацией, производительностью, багами, глюками, дизайном уровнем, интерфейсом, управлением, визуальным стилем, дизайном персонажей, локациями, предметами, детализацией мира и игровыми механиками».
В ответ на критические замечания, создатели игры, малоизвестная компания CyberiaNova, обещают сделать доработки в финальный релиз. Отметим, что на разработку продукта уже потрачено порядка 500 млн. рублей выделенных государственным Институтом развития интернета (ИРИ). Как пишут эксперты, для средней игры 500 млн. рублей — не так много. Отечественная игра, посвящённая альтернативной истории СССР «AtomicHeart», по оценкам экспертов, стоила 1,5-2 млрд рублей, но это все равно огромные деньги для финансирования искусства в России. На «Вызов», «Викинга» или «Чебурашку» «Фонд Кино» выделял всего по 400 млн рублей. Дороже всего обошлась государству кинокартина «Мастер и Маргарита». На ее съемки был потрачен миллиард двести миллионов рублей. «Фонд Кино» смог заработать в прокате 2 млрд. рублей.
Группу консультантов игры «Смута» возглавлял к.и.н. Тимофей Шевяков. Он отметил, что в игре старались передать не только события политической истории, но и приметы эпохи «малого ледникового периода», а именно неурожай, голод, запустение городов и деревень, эпидемии.
Юрий Ермолаев, реконструктор, участник фестиваля «Сибирский огонь» сообщает, что большое внимание в игре уделено историческому изображению оружия, в том числе огнестрельного, и разнообразной боевой амуниции.
Лада Шведова, консультант по костюмам отметила, что вопреки устоявшимся в советское время представления о красных кафтанах, в которые были одеты стрельцы того времени, на самом деле форма была самых разных цветов, в зависимости от места приписки того или иного подразделения. По цвету кафтана можно было понять, к какому приказу относится этот человек. Также большое внимание уделено реконструкции одежды крестьян нижегородского региона, которые принимали непосредственное участие в создании народного ополчения и фигурируют в игре «Смута».
В целом, оценивать игру преждевременно. Хотелось бы услышать мнение не только консультантов, участвующих в проекте, но и мнение независимых историков, разбирающихся в непростых событиях начала XVII века.
Комментариев пока нет