Продолжаются реставрационные работы в Покровском соборе, начатые ещё в летний период.
После комплексной очистки фасада и конструктивных элементов храма, нынче полным ходом идёт процесс по подготовке поверхностей к окраске декоративными и защитными слоями.
Работы проходят в рамках подготовки к Празднованию 100-летия Покровского собора.
Несмотря на многочисленные обращения представителей старообрядческой Общины в Администрацию города с призывами о помощи в реставрации церкви, облик которой, безусловно является украшением исторического центра Ростова, власти ничем помочь не пожелали и финансирование реставрационных работ ведётся полностью на средства прихожан.
Поскольку здание церкви входит в региональный охранный реестр памятников истории и культуры, то к подобной деятельности подход особый. Работы ведутся по Проекту реставрации, разработанному организацией «Донское Наследие» при Министерстве культуры РО. Историко-художественные консультации проводит Объединение МойФасад.
Стараниями группы работников (состоящей большей частью из прихожан храма), дюйм за дюймом фасадные стены, ковка и «столярка» избавляются от нелицеприятных наслоений эпохи и перед глазами горожан предстают первозданные фактуры.
Интересные находки были выявлены в ходе «фасадной археологии»: при расчистке слоёв обнаружена родная алтарная дверь, ранее замурованная, а также загадочные литеры, принадлежащие, по версии одного из краеведов, первым штукатурам фасада (возможно, инициалы мастера).
Весточки из прошлого явились и свыше — с крыши. Под слоями кровельного железа советских времён на отдельных участках были обнаружены пластины первоначальной «оцинковки»! О том свидетельствуют редкие ныне клейма на железе завода Лысьвенского горного округа наследников графа П.П. Шувалова с его знаменитым символом Единорога.
Известно, что шуваловское листовое железо было весьма уважаемо на рубеже веков как внутри Империи, так и за её пределами (поставлялось на экспорт). К примеру, оно применялось при перестилке кровли Собора Парижской Богоматери и Британского парламента.
На совете Штаба реставрации под председательством Настоятеля храма о. Иоанна Севастьянова было решено подчеркнуть винтажный вид окон: после очистки от краски дерева и металла обнажившуюся поверхность сохраняют и покрывают прозрачными защитными составами.
Роман Бочарников (координатор Объединения МойФасад):
В комплексе со свежевыкрашенным фасадом такие участки будут хорошо взаимодействовать на контрасте фактур, не давая столетнему зданию полностью уйти в новодельный вид, чем часто грешат объекты, подвергнутые тотальной «реставрации», с заменой деревянной столярки на убийственный для образа старины металлопласт. Здесь картина иная – мы наблюдаем бережное отношение к подлинным фасадным элементам. Отрадно видеть стремление сохранить всё по-максимуму. Редкий случай понимания материала в наш век упрощённых строительных технологий и исторической безграмотности.
До конца ноября, по планам, должны завершиться работы по окраске фасада, вставки витражных стёкол и перестилания части кровли.
В процессе следующих этапов работ наш сайт будет выкладывать новую информацию.
Бог даст, продолжение последует.
Даёшь витражные стёкла в винтажные окна!!!! :)))
Имею сильные сомнения, что 100 лет назад строители храма не выкрасили рамы и решетки единственной тогда имевшейся атмосферостойкой краской — масляной, т.ч. винтаж новодельный.
Хотя, сам бы так же сделал. Молодцы!