7 октября 2012 года в Органном зале г. Набережных Челнов выступил с сольным концертом хор Казанско-Вятской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви. В программе выступления звучали церковные песнопения знаменного, демественного и путевого распевов.
Данный концерт был просветительским и являлся благотворительным в поддержку строительства старообрядческого храма в г. Набережные Челны. Послушать древние распевы пришли как любители духовной музыки, специалисты и просто верующие люди, которые неравнодушны к знаменному пению, так и нецерковные, светские люди. Почетным гостем был преосвященный Евфимий епископ Казанско-Вятский. В зале также присутствовали представители от городской администрации города.
После выступления у всех желающих была возможность познакомиться ближе с древним пением и крюковыми книгами — печатными и рукописными, которые были представлены в фойе в виде небольшой выставки. На экранах, размещенных в фойе, шел видеоряд о старообрядцах и о Русской Православной Старообрядческой Церкви. В конце программы вечера на сцену был приглашен владыка Евфимий, который произнес приветственную речь, поблагодарив организаторов концерта и пожелав всем мира и благоденствия.
Программа концерта:
«Царю небесныи» – с этой молитвы начинается каждое богослужение. В ней мы просим, чтобы Святой Дух вошел в наши сердца, в наши души, очистил их от всего нечистого.
В воскресный день в каждом храме совершается богослужение, наполненное идеей воскресения Христа. На нем звучит воскресное Евангелие, читается воскресный канон и поются стихеры на тему воскресения Христа. «Приидите, возрадуемся Господеви» — воскресная стихера седьмого гласа.
Как известно, история христианской церкви наполнена трагическими моментами времен гонения на христиан. Это отразилось и в истории старообрядческой церкви, когда наши предки за исповедание веры терпели лишения и шли на Голгофу. Но и в этих испытаниях они уповали на Бога и обращались за помощью к Господу и Богородице. «Подаждь утешение» — догматик четвертого гласа, или богородичная стихера; подобные догматики получили образное название старообрядческих маршей, потому что их исполняли наши предки, когда отправлялись в места лишения и ссылки.
Каждый человек, который соприкасался с Библией, читал Евангелие, знает, что Исус Христос был распят на кресте посреди двух разбойников. Один из них – благоразумный разбойник — обратился с покаянием к Господу с такими словами: «Помяни меня, Господи, егда приидеши во Царствие Свое». Воскресная стихера пятого гласа (блаженна): «Разбойник на кресте».
В календаре церковного года особое место занимает Великий Пост – это время особого покаяния каждого православного христианина. Это та десятина то года, которую каждый верующий человек должен принести Богу своими молитвами, покаянием и воздержанием от своих страстей. Святая Церковь начинает готовить христиан еще до начала Великого Поста. Накануне звучат евангельские притчи: о блудном сыне, о мытаре и фарисее , а на богослужениях можно услышать песнопения, которые несут покаянный смысл. «На реце Вавилонстей» — 136-й псалом — повествует о том, как израильский народ, находясь в пленении вавилонском вдалеке от Иерусалима, не мог воспеть молитвенную песнь Богу. Этот псалом поется накануне Великого Поста как напоминание о том, что душа человека находится в духовном плену своих грехов и так же, как израильский народ , не может воспеть песнь Богу.
«Святыи Боже, Святыи крепки, Святыи безсмертный, помилуй нас» — происхождение этой молитвы очень удивительно. По преданию, в Константинополе было сильное разрушительное землетрясение. Люди, потеряв надежду, во главе с императором Феодосием, стали молиться, и в этой общей молитве одному отроку были открыты небеса. Он увидел, как ангелы, служа Богу, воспевают: «Святыи Боже, Святыи крепки, Святыи безсмертный». Он поведал об этом людям, а они добавили к этой молитве лишь два слова: «помилуй нас». Когда люди воспели эту молитву , землетрясение прекратилось.
Величание пророку Илие
«Отче наш» — молитва, заповеданная нам Господом, прозвучит в необычном распеве – демеством. Демественный распев произошел от знаменного распева, но использовался в особо торжественных случаях и на великие праздники. Такой распев требовал участия особенного знатока пения, который мог управиться с хором, такой человек назывался даместиком — отсюда и название распева.
Источник: Казанско-Вятская Епархия
Комментариев пока нет