Лекция о гуслицкой иконописи в Музее имени Андрея Рублева

12 февраля в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве пройдет лекция о гуслицкой иконописи. Лекцию прочтут два специалиста: Татьяна Никитична Нечаева, заведующая фондовым отделом Музея им. Андрея Рублева, и Михаил Алексеевич Чернов, известный искусствовед, редактор журнала «Антиквариат: предметы искусства и коллекционирования». Т.Н. Нечаева и М.А. Чернов, авторы ряда публикаций о гуслицкой иконописи, расскажут о художественных особенностях икон старообрядческой Палестины.

 Карта раскольничьих селений Московской губернии. Издание московского столичного и губернского статистического комитета. М., 1871 год. Фрагмент, показывающий гуслицкие старообрядческие поселения

Лекция пройдет в рамках музейной программы «Под сенью «Винограда Российского»». Ранее постоянные гости программы уже изучили расположение основных старообрядческих поселений в Гуслицах, познакомились с рядом изданий о гуслицком старообрядчестве, узнали историю беспоповских согласий в Гуслицах. А на предстоящей лекции слушателям предстоит виртуально попутешествовать по гуслицким иконописным мастерским. По Гуслицам трудно путешествовать на туристическом автобусе, по Гуслицам хочется ездить неспешно, проникаясь естественной красотой лесов, заболоченных полей и деревенских окраин.

На окраине Беливо. Октябрь 2015 года

В Гуслицах время будто бы замедлило ход: там и сегодня можно увидеть колоритные ворота с литыми крестами. Ну а знаменитые наличники в гуслицких деревнях не фотографировал только тот, кто не видел их лично.

Наличники в деревне Язвищи. Сентябрь 2016 года

Для Музея имени Андрея Рублева тема Гуслиц — особая. Ни для кого не секрет, что в фондах музея хранится замечательная коллекция гуслицкого медного литься, гуслицких певческих книг и гуслицких старообрядческих икон. Одна из них — замечательный в своей сдержанности и тонкости образ «Святитель Никола Чудотворец» второй половины XIX века.

Святитель Никола Чудотворец. II половина XIX века. Гуслицы. Собрание МиАР

Образ замечателен своим приглушенным теплым колоритом с киноварными и малиновыми всполохами. Изысканно сочетаются темно-зеленый тон омофора и пурпурно-фиолетовый оттенок плата на покровенной левой руке. Лик написан строго традиционно яркими теплыми охрами, а объем условно смоделирован тончайшими белильными движками. Облачения святителя украшены крохотными белильными точками-жемчужинами. Есть в собрании музея и подписные и датированные памятники гуслицкой иконописи. Например, образ Иоанна Предотечи с клеймами жития.

Иоанн Предотеча, с клеймами жития и святыми на полях.1831 год. Мастер Симеон Иванов. Гуслицы, деревня Куровское. Собрание МиАР

В центре нижнего поля, в круглой рамке, на киноварном фоне белилами мастер указал буквенной цифирью год создания образа —1831-й. А свое имя и место создания образа он подписал крохотными буквами на правом поле, у ног преподобной Евдокии: «мастеръ Семеонъ Ивановъ // деревни Куровской». Сейчас Куровское — город Орехово-Зуевского района. А в середине XIX века, когда Куровское было только лишь старообрядческой гуслицкой деревней, то соседствовало оно с другой сплошь старообрядческой деревней Костино. Из деревни Костино к нам в музей тоже попала чудесная гуслицкая икона.

Богоматерь Владимирская. 1857 год. Иконописец Федот Андреев Корчагин. Гуслицы, деревня Костино. Собрание МиАР

Невероятной тонкости и красоты образ Богородицы сплошь прописан золотом, которое словно мерцает на темном оливково-зеленом фоне… Однако, это уже встречалось в истории древнерусской иконописи в «мелочных письмах» строгановских икон. Действительно, на нижнем поле мы читаем очень изящную надпись, выполненную твореным золотом:

«НАПИСАСЯ СИ СВЯТАЯ ИКОНА В ЛЕТО ОТ РОЖЕСТВА ХРИСТОВА 1857 (ГОДА) С ПОДОБИЯ СТРОГАНОВЫХ ДРЕВНИХ ОБРАЗОВ. ИКОНОПИСЕЦ УДЕЛЬНОГО КАРПОВСКОГО ПРИКАЗА ДЕРЕВНИ КОСТИНОЙ КРЕСТЬЯНИН ФЕДОТ АНДРЕИВ КОРЧАГИН. ЦЕНА ПЯТЬ РУБ. СЕРЕБРОМ».

Так и есть: гуслицкий мастер писал «с подобия» строгановской иконы. Само Костино и его округа в XVIII-XIX веке были сплошь старообрядческими. В Костино проживало несколько династий гуслицких иконописцев-староверов: собственно семья Федота Корчагина, а также достаточно известная династия иконописцев Романовых. Удивительно сложилось так, что наш современник гуслицкий иконописец-старовер Сергей Федорович Романов — родом из села Костино — передал нашему музею коллекцию иконных образцов, которыми пользовались его предки.

Никола. Один их иконных образцов, которыми пользовались иконописцы Романовы из Костино

Об этом и многом другом гости музейной программы узнают 12 февраля в 12.30 в лекционно-концертном зале Музея имени Андрея Рублева по адресу: г. Москва, Андроньевская площадь, д.10, 4 этаж постоянной экспозиции. Справки по телефону: 8 (495) 678-14-67.

Стоимость билета: граждане РФ — 200 руб; школьники, студенты, пенсионеры — 150 руб; студенты Духовных училищ и семинарий — бесплатно.

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля

В связи с обновлением сайта, просим Вас воспользоваться формой для восстановления пароля от личного кабинета.

Восстановить пароль Зачем мне это?