«Русский антиминс. Гравюра на ткани XVII — XIX веков»

Уже в первые века христианства для богослужений вне храма использовали особый переносной столик, а впоследствии — кусок ткани со вшитыми в него частицами мощей, служивший престолом. В дальнейшем этот прямоугольный плат, получивший древнерусское название антимис, а в новообрядческой традиции — антиминс (вместопрестолие), стал обязательным для совершения литургии. На Руси антимисы известны с XII века — на протяжении нескольких столетий их изготавливали рукописным способом. Там указывалось посвящение храму и вышивался крест с орудиями страстей Христовых. Патриарх Никон решил отбросить старую форму антимиса и заменить ее на плат с вышитой иконой «Положение во Гроб».

Древнерусский антимис

25 сентября 2024 года в музее Андрея Рублева открылась выставка «Русский антиминс. Гравюра на ткани XVII — XIX веков». На выставке представлены несколько древних образцов с изображением Креста. А также — новые антиминсы, установленные во время церковной реформы.

Сразу после Московского собора 1655 года последовал указ патриарха о подготовке первого гравированного антиминса. В качестве изображения для него была выбрана композиция «Оплакивание Христа», известная в антиминсах православного Востока.

Пореформенный новообрядческий антиминс с живописным изображением

В XVIII веке над созданием антиминсов работали выдающиеся мастера — знаменитые граверы петровской эпохи братья Иван и Алексей Зубовы, с именами которых связано окончательное утверждение антиминсов Нового времени, известный живописец и рисовальщик А. П. Антропов, гравер И. А. Соколов и другие. Автором последнего рисунка для гравированного антиминса стал академик живописи Ф. Г. Солнцев (1855 год). После этого для изготовления антиминсов начинают применяться новые полиграфические технологии, в частности, гальванопластика.

Участники открытия выставки «Русский антиминс. Гравюра на ткани XVII — XIX веков

Посетители выставки смогут увидеть практически все иконографические варианты гравированных антиминсов с начала их появления в России в 1655 году и до середины XIX века, когда на смену гравюре пришла новая техника печати. Среди экспонируемых произведений — редкие памятники иконописи, а также гравюры и литографии с видами монастырей и портретами церковных иерархов из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии.

Куратор выставки, доктор искусствоведения О. Р. Хромов

Кураторы выставки — О. Р. Хромов, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела; Л. И. Антонова, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела.

Выставка продлится до 24 ноября 2024 года.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля