Графика XVIII — начала XX века экстраординарных размеров представлена в Третьяковке

Третьяковская галерея представила выставку «От мала до велика. Рисунки экстраординарных размеров из фондов графики XVIII — начала XX века». В центре ее внимания — неожиданная характеристика графических произведений — их размер. Необычная величина рисунков часто бывает обусловлена какими-то особыми задачами, обстоятельствами, специальным заданием и, конечно, как и любой другой параметр, отражает тенденции развития изобразительного искусства.

На протяжении своего развития рисунок периодически сталкивается с необходимостью решения монументальных задач. Важным этапом в академическом образовании был большой графический эскиз, исполнявшийся в натуральную величину. Блестящий образец — перовой рисунок «Медный змий» Ф. А. Бруни. Другой сферой развития «монументальной графики» были декоративные росписи, также требовавшие создания подготовительных рисунков в размер, так называемых «картонов». На выставке представлены картоны К. П. Брюллова, А. Е Егорова, В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, А. В. Щусева, Е. Е. Лансере и других.

В конце XIX века растет интерес к графике как самостоятельному виду искусства. Одним из первых создает станковую графику, сопоставимую по значимости с работами на холсте И. И. Шишкин. Его огромные перовые рисунки наряду с картинами выставляются на передвижных выставках.

На рубеже ХХ столетия стремление графики к монументальности находит неожиданное выражение в форме крупноформатного парадного портрета. Блестящие образцы которого представлены работами И. Е. РепинаПортрет М.К. Тенишевой», «Портрет Элеоноры Дузе»), В. А. СероваПортрет Ф. И. Шаляпина»), М. А. Врубеля «Портрет Н. И. Забелы-Врубель. После концерта»), А. Я. ГоловинаПортрет Н. К. Рериха»), А. Е. ЯковлеваТанцующая») и др. В это же время рождается новый вид монументальной графики — рекламный плакат, в котором проявили себя многие известные мастера.

Контрастом крупным графическим работам станут изящные миниатюры, выполненные на кости и бумаге в технике эгломизе.

Миниатюрный акварельный портрет — важная составляющая русской дворянской культуры, неотъемлемый элемент усадебной жизни. В середине XIX века акварельный портрет уступает свои права активно развивающимся фотографическим репродукционным техникам. Потеряв функциональную значимость, она почти на полвека прекращает свое существование. Однако стремление к тщательности, филигранности отделки, отличавшее акварельные миниатюры, находит применение в эскизах картин — настоящие шедевры крошечные пейзажи И. Н. Крамского, Е. Д. Поленовой, И. И. Левитана. Новая жизнь миниатюры начинается в эпоху Серебряного века в творчестве художников круга «Мир искусства», которые одной из своих задач видели возрождение забытых жанров и техник любимой ими пушкинской эпохи.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля