Третьяковская галерея представила выставку «От мала до велика. Рисунки экстраординарных размеров из фондов графики XVIII — начала XX века». В центре ее внимания — неожиданная характеристика графических произведений — их размер. Необычная величина рисунков часто бывает обусловлена какими-то особыми задачами, обстоятельствами, специальным заданием и, конечно, как и любой другой параметр, отражает тенденции развития изобразительного искусства.
На протяжении своего развития рисунок периодически сталкивается с необходимостью решения монументальных задач. Важным этапом в академическом образовании был большой графический эскиз, исполнявшийся в натуральную величину. Блестящий образец — перовой рисунок «Медный змий» Ф. А. Бруни. Другой сферой развития «монументальной графики» были декоративные росписи, также требовавшие создания подготовительных рисунков в размер, так называемых «картонов». На выставке представлены картоны К. П. Брюллова, А. Е Егорова, В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, А. В. Щусева, Е. Е. Лансере и других.
В конце XIX века растет интерес к графике как самостоятельному виду искусства. Одним из первых создает станковую графику, сопоставимую по значимости с работами на холсте И. И. Шишкин. Его огромные перовые рисунки наряду с картинами выставляются на передвижных выставках.
На рубеже ХХ столетия стремление графики к монументальности находит неожиданное выражение в форме крупноформатного парадного портрета. Блестящие образцы которого представлены работами И. Е. Репина («Портрет М.К. Тенишевой», «Портрет Элеоноры Дузе»), В. А. Серова («Портрет Ф. И. Шаляпина»), М. А. Врубеля «Портрет Н. И. Забелы-Врубель. После концерта»), А. Я. Головина («Портрет Н. К. Рериха»), А. Е. Яковлева («Танцующая») и др. В это же время рождается новый вид монументальной графики — рекламный плакат, в котором проявили себя многие известные мастера.
Контрастом крупным графическим работам станут изящные миниатюры, выполненные на кости и бумаге в технике эгломизе.
Миниатюрный акварельный портрет — важная составляющая русской дворянской культуры, неотъемлемый элемент усадебной жизни. В середине XIX века акварельный портрет уступает свои права активно развивающимся фотографическим репродукционным техникам. Потеряв функциональную значимость, она почти на полвека прекращает свое существование. Однако стремление к тщательности, филигранности отделки, отличавшее акварельные миниатюры, находит применение в эскизах картин — настоящие шедевры крошечные пейзажи И. Н. Крамского, Е. Д. Поленовой, И. И. Левитана. Новая жизнь миниатюры начинается в эпоху Серебряного века в творчестве художников круга «Мир искусства», которые одной из своих задач видели возрождение забытых жанров и техник любимой ими пушкинской эпохи.
Комментариев пока нет