Вышла в свет книга, посвящённая гимнографии Пещного действа

Вышел в свет нотный сборник, посвящённый гимнографии Пещного действа. Это один из наиболее ярких древнерусских богослужебных чинов, бывший в употреблении до середины XVII столетия и исчезнувший со сменой Студийского устава на более строгий Иерусалимский. Действо составляло часть архиерейского богослужения: воскресной Всенощной в неделю свв. Отец или свв. Праотец. В нём представлялась история о трёх еврейских отроках — Азарии, Анании и Мисаиле, вверженных в огненную печь по приказанию царя Навуходоносора. К отрокам спустился ангел, погасил огонь, так что даже одежды их не были опалены (события эти изложены в Третьей главе Книги пророка Даниила).

Три отрока в пещи огненной. Икона-таблетка, конец XV — начало XVI века, Новгород

Действо пережило длительный период молчания, около 350 лет. Его гимнография была забыта, и только описание драматической составляющей, начиная с последней четверти XVIII века, вызывало непрестанный интерес. В 1909 году известный церковный композитор А.Кастальский пишет произведение «Пещное действо. Для хора и баса соло. Старинный церковный обряд». Однако авторская композиция, наиболее достоверно передающая драматическую часть Действа, не даёт представления ни о масштабах, ни о певческой стилистике древнерусского чина. 

Н. Рерих, Пещное действо, 1905 г.

Реконструкция гимнографии была выполнена П. Терентьевой в 2008 году (кандидатская диссертация «Музыкальная текстология и реконструкция древнерусского чина Пещного действа»).

Певческая составляющая Действа включает в себя 15 так называемых росных стихов (знаменный распев), исполнявшихся священниками, и демественные песнопения, которые пели отроки и две станицы певчих дьяков (демественное четырёхголосие).

 

Росный стих. Образец

Образец демественного песнопения

Сборник содержит информацию об истории Действа, реконструкцию чинопоследования и гимнографии, текстологический обзор рукописей и некоторые образцы рукописных материалов.

Образец рукописных материалов

В книге 296 стр. (формат 20,5х26 см) и 18 иллюстраций. Издательство «Спорт и Культура», 2015 г. Составитель Полина Терентьева.

Содержание книги:

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (9)

  1. Интереснейший материал. Надо бы приобрести такую книгу, и почему кстати, сегодня не делается попыток возродить подобную традицию?

    • Полина Терентьева

      ансамбль Сирин сделал концертную версию Действа, в которой оно (в сокращённом виде, так как если петь без сокращений все стихи библейской песни отроков + припев после каждого стиха, будет очень долго) включено в схематическое последование Всенощной, спетой ранним русским многоголосием. проблема с восстановлением традиции должна решаться на уровне архиепископа, так как это архиерейская служба, а ещё нужно довольно много высокопрофессиональных певчих, владеющих исполнением раннего русского многоголосия.

    • Иерей Панкратов

      Многоголосие в принципе отсутствует в старообрядческой церковно-певческой традиции. Сего,как говорится,не прияхом …

    • Русская вера

      В скором времени на "Русской вере" можно будет прочитать полноценный материал посвященный "Пещному действу" и послушать соответствующие записи ансамбля "Сирин"

  2. Иерей Панкратов

    Студийский устав был заменён Иеросалимским гораздо раньше исчезновения Пещнаго действа, это абсолютно не взаимосвязанные вопросы …

    • Денис Каспирович

      Здесь не о привязкки к смене, а о строгости, автор пытался поведать.

    • Ну почему же раньше или позже? Некоторые положения Студийского устава, в частности о еде действовали вплоть до начала 17 века. Даже сейчас можно найти номоканоны или монастырские уставы 17 века, где указана рыба в Великий и Успенский посты.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля