Фотовыставка Старообрядцы в Манчжурии в 1930-x-1940 гг.

Информируем 21 декабря 2012 — 20 января 2013 об открытии в Московском Доме Фотографии необычной выставки с уникальной коллекцией из более 230 фотографий японского исследователя Ямадзоэ Сабуро.

Фотографии, запечатлевшие русское старообрядческое село в Маньчжурии на рубеже 1930-x — 1940 х годов сопровождаются историей многих запечатленных на ней лиц, восстановлением которой занимались несколько лет исследователи и знатоки старообрядчества.
Избранные фотографии смотрите на сайте:

http://www.mamm-mdf.ru/exhibitions/old-believers/

КАК ПОПАСТЬ:

Москва, ул. Остоженка, д. 16, схема проезда: http://www.mamm-mdf.ru/museum/

Часы работы: каждый день, кроме понедельника, 12:00 – 21:00

Билеты взрослым: 300 руб, Cтудентам: 150руб, Пенсионерам и школьникам: 50руб, Инвалидам: бесплатно

Сделаны были снимки японским учёным-биохимиком Ямадзоэ Сабуро (1908–2007). В 1930 х — начале 1940 х годов исследователи из токийского Института освоения территорий, сотрудником которого являлся Ямадзоэ Сабуро, изучали опыт успешного выживания русских в новых для них маньчжурских условиях.

Для японцев это было жизненно важно, так как они планировали массово переселять своих крестьян в образованное на территории Маньчжурии марионеточное государство Маньчжоу-го. Уклад жизни романовцев изучался и затем описывался в специальных изданиях для колонистов. Можно только догадываться, насколько сильным эмоциональным опытом стало для профессора Ямадзоэ общение с русскими старообрядцами, однако более 60 лет он хранил не только воспоминания, но и сделанные во время экспедиции непрофессиональные, но очень выразительные фотографии села Романовка и его обитателей.

Ямадзоэ Сабуро бывал в Романовке неоднократно, проводил там довольно много времени и стал свидетелем самых разных событий здешней повседневной жизни; судя по всему, он хорошо знал её жителей и они тоже привыкли к нему — в фотографиях нет напряжённого позирования моделей. Взгляд учёного, который должен был в первую очередь изучать особенности рациона питания жителей Романовки, в свою очередь, не страдает документальной беспристрастностью и научной сухостью: запечатлённый им быт и портреты крестьян поэтичны, исполнены явной симпатии и неподдельного интереса к героям снимков.

Колонизаторские намерения и высокая техническая оснащённость исследователей сыграли положительную роль: японские учёные и фотографы (кроме Ямадзоэ Сабуро, Романовку в те же годы неоднократно посещали и профессиональные фотомастера) оставили единственный в мире фотодокумент традиционного уклада жизни староверов, которые всегда неохотно впускали в свою жизнь чужих — этому научила вся их предшествующая 300 летняя история. Для всех, кто занимается исследованием истории старообрядчества, это без преувеличения бесценный материал.

Впечатляющей была и дальнейшая судьба этих снимков: при содействии другого японского профессора, знаменитого слависта Накамура Ёсикадзу, переведшего на японский «Слово о полку Игореве», в середине 2000 х годов фотографии были переданы во Владивосток, в Приморский государственный объединённый музей имени В. К. Арсеньева. Сотрудники музея Вера Кобко и Нина Керчелаева в течение нескольких лет разыскивали изображённых на этих фотографиях людей в Хабаровском крае, в США и Австралии и сумели определить всех, кто там запечатлён, даже младенцев в люльках. В США помощь им оказали Тамара и Ричард Моррисы, также занимающиеся исследованиями русского старообрядчества. Таким образом, исторический документ превратился в рассказ о судьбах конкретных людей, некоторые из которых живы и теперь.

В ходе этих экспедиций сотрудниками музея были записаны многочисленные воспоминания, воссоздающие картину жизни села, история которого прервалась в 1945 м, когда после прихода в Маньчжурию советских войск бо́льшая часть глав семейств была арестована и отправлена в лагеря. Постепенно к середине 1950 х Романовка, находившаяся в то время уже на территории Китайской Народной Республики, опустела — кто то последовал за арестованными отцами, мужьями и братьями в СССР, кто то оказался в Южной Америке, в Австралии, в США…

Эти воспоминания комментируют представленные на выставке фотографии. Кроме того, в экспозиции демонстрируются подлинные вещи жителей села, разделившие со своими обладателями все тяготы почти вековых скитаний: сундук, костюмы, чётки-лéстовки и т. п. Соединение фотографических портретов с подлинными «голосами», комментирующими снимки, и предметами даёт удивительный эффект присутствия, и Романовка «проявляется» из прошлого, словно на фотографическом негативе.

Выставка приурочена к выходу книги «Дни в Романовке. Японские фотографии, запечатлевшие русское старообрядческое село в Маньчжурии на рубеже 1930-x — 1940 х годов, из собрания Приморского государственного объединённого музея имени В. К. Арсеньева во Владивостоке». Издание подготовлено в рамках Программы «Первая публикация» Благотворительного фонда В. Потанина в 2012 году. Помимо фотографий Ямадзоэ Сабуро, в издание включены работы профессиональных японских фотографов, посещавших Романовку и публиковавших снимки в фотоальбомах 1940 х — середины 1970 х годов (всего более 230 фотографий, сопровождаемых обширными комментариями-воспоминаниями). В книгу также вошли материалы по истории старообрядчества, подготовленные ведущими специалистами в этой области, позволяющие лучше представить и оценить место Романовки в глобальном историко-культурном контексте.

Во время работы выставки можно будет посмотреть документальный фильм о старообрядцах Приморья «В поисках рая» (режиссёр И. Бахтина), а также послушать лекции о московском старообрядчестве.

Издание подготовлено в рамках Программы «Первая публикация» Благотворительного фонда В. Потанина в 2012 году.

РАСПИСАНИЕ ЛЕКЦИЙ

22 ДЕКАБРЯ, суббота, 15:00. Лекторий
Ёсикадзу Накамура лекция: Старообрядческий посёлок Романовка глазами японских учёных

Накамура Ёсикадзу − филолог-русист, почётный профессор Университета Хитоцубаси (Токио), иностранный член Российской Академии наук. Автор книг и статей о древнерусской литературе, старообрядцах, русском фольклоре, культурных связях между Японией и Россией. Перевёл на японский язык «Слово о полку Игореве», ряд древнерусских повестей, былин, произведений русских писателей.

12 ЯНВАРЯ, суббота, 15:00. Лекторий
Елена Александровна Агеева лекция: Старообрядческий писатель Ананий Клеонович Килин: коллекционирование жизненных явлений от Сибири до Кубани

Агеева Елена Александровна − декан исторического факультета Университета РАО, научный сотрудник МГУ им. М. В. Ломоносова, эксперт по старообрядческой книжности, археограф.

13 Января, воскресенье, 15:00. Лекторий
Елена Михайловна Юхименко лекция

Старообрядцы Рогожского кладбища: купцы, попечители, храмоздатели и благотворители

Юхименко Елена Михайловна − доктор филологических наук, заслуженный работник культуры РФ, главный научный сотрудник отдела рукописей и старопечатных книг Государственного исторического музея. Автор ряда монографий о старообрядческой культуре и истории.

19 ЯНВАРЯ, суббота, 15:00. Лекторий
Леонид Александрович Ситников лекция: Тема уточняется

Ситников Леонид Александрович − кандидат исторических наук, главный редактор медиацентра «Концепт — С» (Новосибирск), ученик Н.Н. Покровского, крупнейшего исследователя старообрядчества, изучает историю и уклад старообрядцев Урала и Сибири.

20 ЯНВАРЯ, воскресенье, 15:00. Лекторий
Ольга Геннадьевна Ровнова лекция: Почему и зачем лингвисты изучают язык старообрядцев

Ровнова Ольга Геннадьевна − кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института русского языка им В.В. Виноградова РАН, диалектолог. Участвует, исследователь языка приморских старообрядцев, живущих сегодня в Латинской Америке.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля