Презентация уникального кинополотна «Невьянская икона» — первого документального фильма об уральском горнозаводском старообрядческом иконописании, подготовленного к показу компанией «Реал-Дакота», состоялась в воскресенье, 28 февраля, в невьянском государственном историко-архитектурном музее. Посмотреть фильм собрались старообрядцы белокриницкого и часовенного согласий, историки, краеведы и даже единоверческий священник…
Фильм, аналогов которому в истории российской документалистики еще не было, подготовили к показу несколько молодых единомышленников. Полотно получилось в меру научным — скорее, научно-популярным, с ярким языком носителей уникальной культуры дораскольной Руси. Слово в фильме предоставлено не только коллекционеру и главе Екатеринбурга Евгению Ройзману, но и реставраторам из художественного училища имени Шадра, которые занимаются исследованием невьянских ликов, и самим старообрядцам. В их числе Мефодий Константинович Тюкин — активист невьянской общины РПСЦ, которая в эти дни завершает строительство храма во имя Всемилостивого Спаса, и Василий Васильев — наставник старообрядческой Крестовоздвиженской часовни Невьянска.
При этом режиссер-постановщик Мария Васенина перед показом выразила слова благодарности Екатерине Ощепковой — председателю старообрядческой общины невьянского храма и отцу Павлу Зырянову — настоятелю екатеринбургского христорождественского храма РПСЦ.
Фильм, внешне довольно простой, повествует об уникальном явлении уральской культуры — невьянской иконописи, которая известна по всему миру и пользуется популярностью: ее исследуют, изучают, пытаются копировать, тем самым подчеркивая ее значимость и отсутствие аналогов. Цель фильма, по словам авторов, в том, чтобы показать массовому зрителю не только сами эти иконы, но их тех, чьи предки их создавали, а главное — подчеркнуть, что сегодня иконы невьянского старообрядческого письма не брошены, не забыты, но свято сохраняются как учеными, так и верующими. К сожалению, все попытки скопировать или повторить такие иконы оканчиваются неудачей, хотя реставраторы и художники не теряют надежд, полагая на исследование, изучение и анализ этих одухотворенных, выполненных в особой технике ликов, годы своих жизней.
Примечательно и то, что фильм стал, по сути, полотном-проповедью Старой Веры в современной жизни. Акцент в нем сделан не на истории и прошлом, а на сегодняшнем дне иконы и тех, благодаря кому она сохранилась. Если Евгений Ройзман в свойственной ему ораторской манере рассказывает о том, как к нему попадали иконы, то старообрядцы скромно демонстрируют свою веру: Мефодий Константинович, к примеру, пожертвовал строящемуся храму в своем родном городе не одну икону, доставшуюся ему от его бабушки и мамы, исповедовавших беспоповство. А наставник Василий Васильев рассказывает о многочисленных кражах ликов из часовни
На этом фоне городская община староверов Екатеринбурга, возродившаяся лишь в 1990-х годах, «похвастаться» особо ничем не может, кроме того, что сегодня молится на иконы, часть которых также относятся к поздним невьянским. Верующие тоже стали героями фильма, «попозировав» телеоператору за одним из богослужений.
Виктор Байдин, доцент кафедры истории России УрФУ, рассказал в фильме о значимости уральского старообрядчества, которое незримо подпитывалось самим протопопом Аввакумом, который и на Шарташе бывал, и в главном соборе Тобольска настоятельствовал во время ссылки.
Примечательно, что слово в фильме предоставлено и никонианскому священнику Виктору Зырянову, который служит настоятелем Свято-Николаевского храма села Быньги. Отцу Виктору «повезло» служить в некогда старообрядческом населенном пункте, благодаря чему он не обделен вниманием прессы, которая в подавляющем своем большинстве мало разбирается в особенностях РПЦ и РПСЦ и на этом основании нередко называет его старообрядческим служителем, а его храм, соответственно, приписывает Старообрядческой Церкви. Правда, из староверского в нем сегодня лишь иконы. Да и те, частично, он лично передал на хранение в музей «Невьянская икона» Ройзмана.
…Когда экран потух и утихли последние слова о том, что «невьянская икона продолжает жить», собравшаяся публика долго еще не расходилась. В кулуарах музея негласно развернулся «межстарообрядческий» и даже межконфессиональный диалог, суть которого сводилась к безмерной благодарности друг другу за то, что удалось поучаствовать в фильме, достойном широкой аудитории, и авторам — за внимательное, вдумчивое построение сценарной линии. А колоритный единоверческий священник Сергий Комаров, который, сам «из колена Аввакумова», несколько лет назад принял сан от никонианского епископа и служит ныне в Верхнем Тагиле, охотно отвечал на вопросы девушки-режиссера. Он даже признавался, что в свое время общался с потомками иконописцев, некоторые из которых еще помнили от дедушек и бабушек особенности подготовки полотен и создания икон.
К тому же в фильме нет позирования, и, думается, таковой была сознательная задумка автора: старообрядческие службы сняты в реальных условиях, а герои — в привычной для себя среде. И от этого фильм обретает душевность — ту, которую испытывает человек, когда приезжает в какой-нибудь небольшой, намоленный и уютный сельский храм где-нибудь в глуши…
Пожалуй, не будет преувеличением сказать об этом фильме: ничего подобного российская аудитория еще не видела. Возможно, что-то подобное уже снимали, но, не выйдя на широкие экраны и «не попав в телевизор», так и осели где-нибудь на уровне маленького городка, на жестком диске автора.
Невьянская икона и старообрядческие общины, как известно, часто «звучат» на телевидении, но нередко закадровые голоса не до конца разобравшихся в истории журналистов-авторов или их сознательное стремление выставить верующих чудиками, фанатиками или даже юродивыми напрочь перечеркивают возможный эффект от такого сюжета или фильма. Тем ценнее то, что сделала команда начинающих уральских документалистов. Кстати, по их словам, они намерены продвигать свой фильм на федеральные каналы и планируют показать его по «Культуре» или «России-24», но… не раньше чем через год. Говорят, таковы особенности современного российского законодательства, которое жестко регламентирует показ подобных фильмов, пока те «не отстоялись» и не «показали себя» региональной и муниципальной аудиториям. Поэтому пока у этого фильма будущее довольно приземленное — режиссер намерена провезти его по небольшим городам, чтобы презентовать в музеях и Дворцах Культуры.
Фото автора
Комментариев пока нет