В единоверческом епископе пока отказано

25 января 2018 года на конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее» глава Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), отвечая на вопросы священнослужителей и представителей общин старого обряда в лоне РПЦ, высказал свое мнение о возможности рукоположения особого епископа для единоверцев.

Глава ОВЦС РПЦ митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) отвечает на вопросы священнослужителей и представителей общин старого обряда в лоне РПЦ

В частности, владыка отметил:

Мое личное мнение, что время для этого не пришло. Я не могу сказать, что оно придет в каком-то обозримом будущем. Если мы сейчас создадим новую структуру русской церкви, выводя ее из подчинения правящих архиереев, то я не представляю, как, учитывая огромные размеры нашей церкви, этот новый архиерей будет объезжать все просторы нашей святой Руси. Как он будет взаимодействовать с остальными архиереями? И какой статус получится у этих приходов, станут ли они экстерриториальными?

К этому мы не готовы, и не уверен, что нужда в этом есть.

Во-первых, я не уверен, что нужно выделять единоверие в отдельную структуру внутри русской Церкви, которое будет иметь свое каноническое возглавление, а во-вторых, сейчас для этого предпосылок нет.

(Полный текст выступления митрополита Илариона и вопросы участников конференции будут опубликованы позже — прим. ред.).

Митрополит Иларион также задал вопрос участникам совещания о том, могут ли они назвать кандидатуру подобного епископа. На это один из священнослужителей предположил, что имя кандидата могло бы стать известным в результате выборов. Митрополит, однако, заметил на это:

Мы, братья, еще не созрели для того, чтобы выбирать.

Выступивший в прениях настоятель Никольского храма на Берсеневской набережной игумен Кирилл (Сахаров) в свою очередь отметил, что никаких новых решений по единоверческим приходам и единоверческому епископату не требуется. Все они уже приняты Собором 1917–1918 годов.

Игумен Кирилл (Сахаров) напоминает о деяниях Поместного собора РПЦ 1917-1918 годов

Архиерейский Собор 2017 года Русской Православной Церкви, помимо прочего, уделил значительное внимание столетнему юбилею Поместного Собора 1917–1918 годов и восстановлению патриаршества в лоне синодальной церкви. Юбилею этого события был посвящен ряд мероприятий, официальные представители Русской  Православной Церкви дали высокие оценки этому Собору, назвав его решения важнейшими в истории русского православия.

Среди деяний собора 1917–1918 годов стало учреждение старообрядного (единоверческого) епископата и введение новых правил для единоверцев, по которым любой приход синодальной церкви мог перейти на старый обряд, если за это проголосовали четыре пятых членов общины.  

Зал церковных соборов кафедрального храма Христа Спасителя в Москве

Основой для такого решения стал доклад «Об устроении единоверия», подготовленный членами отдела о единоверии и старообрядчестве — митрополитами Харьковским Антонием (Храповицким) и протоиереем Семеном Шлеевым. Обсуждение этих докладов шло несколько дней и состояло из 8-ми заседаний. Собор постановил разрешить рукоположение старообрядных (единоверческих) епископов в качестве викарных в тех епархиях, где имеются соответствующие приходы. Также было принято решение выбирать кандидатов в таковые епископы на съездах единоверческих приходов под председательством правящего архиерея, который затем передавал решение съезда на утверждение высшей церковной власти. Избранные кандидаты поставлялись новообрядными и старообрядными (единоверческими) епископами. Отдельным постановлением оговаривался статус единоверческих съездов, которые должны были проходить в соборной, народно-демократической форме. Также на Соборе были введены должности викарных единоверческих епископов в тридцати епархиях. Всего было рукоположено порядка 15 епископов.

В связи с этим в прошлом 2017 году к Архиерейскому Собору РПЦ обратился руководитель Благотворительного фонда им. Григория Богослова и общественной организации «Сохраним жизнь вместе» Леонид Севастьянов с призывом восстановить старообрядный (единоверческий) епископат. Комментируя свое обращение, в интервью нашему сайту он отметил:

Собор столетней давности стал эпохальным по своим решениям, многие из которых, к сожалению, сегодня не исполняются. Среди важных, но забытых ныне решений можно назвать, например, установление общинно-соборных основ управления церковью. Призываю Архиерейский Собор РПЦ принять решение как можно быстрее поставить единоверческого епископа. Более того, я поддерживаю идею разработки положения «О старом обряде в РПЦ», когда любая община, пожелавшая большинством своих членов служить по старому обряду, может это сделать. Призываю вернуть общину в центр церковной жизни, вернуть выборы епископов и священников. Потому что священнослужитель должен служить общине, а не община должна служить священнику.

Необходимо отметить, что в истории синодальной церкви были известные единоверческие (старообрядные) епископы. Это епископ Симон (Шлеев), участник Поместного Собора синодальной церкви 1917-1918 годов, ныне он канонизирован в РПЦ. А также единоверческий епископ Стефан (Расторгуев, 1861-1937 гг.) встал у основания целой старообрядческой иерархии Русской Древлеправославной Церкви. В мае 2007 года на Освященном соборе РДЦ архиепископ Стефан был причислен к лику святых.

Таким образом, старообрядная иерархия в Русской Православной Церкви до сих пор не восстановлена, а решения Собора столетней давности, касающиеся единоверческого епископата и единоверческих общин, не исполнены.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (39)

  1. Александр Викторович

    Актуальная статья о так называемом "единоверии" http://www.blagogon.ru/digest/819/

    • Ознакомился со статьей Александра Шунина "Современное единоверие — путь к единению или расколу?" в ж-ле "Благодатный огонь" от 4.02.2018. Автор уничижительно в сжатой форме проходиться по единоверию от возникновения до наших дней, при этом не стесняется делать выпады в адрес влиятельных митрополитов, иногда служащих древним чином. Автор явно не со стороны, а из недр РПЦ, готовился со знанием дела, искусно чередует реальность с тенденциозностью. Вывод категоричен, но не нов: единоверие ведет к единению не с полнотой Православной Церкви Христовой, а с раскольническими самочинными сообществами, на основе их общих заблуждений. Вот на эту статью хотелось бы увидеть мнение о.Иоаана, о.Кирилла, да и других,а может быть даже и архиереев.

    • Александр Викторович

      Уважаемый Заволжский! Смею Вас уверить, что я определенное время наблюдал изнутри жизнь т.н. "единоверия", и даже почти год был в расколе. Эта статья-предупреждение, дабы подобно мне не впасть в эту душепагубную яму.

    • Человек имеет право кардинально сменить систему взглядов, убеждений и конфессию в силу разных причин и обстоятельств. Но одно дело, когда это происходит один раз, и совсем другое, когда два и более (правда Вы не говорите откуда пришли в единоверие, в какое старообрядческое согласие ушли потом и где Вы сейчас). Это повод серьезно задуматься. И уж совсем плохо, если при этом не видите принципиальных различий. В таком случае действительно можно впасть в яму. Да и уходить, коль приспичило, лучше молча, не " поливая " никого, ведь насильно Вас никуда не тащили ( надеюсь Вы совершеннолетний и в здравом рассудке). Простите, Христа ради.

  2. Константин

    Да не переживайте братья единоверцы! Ваши хозяева никогда не дадут вам епископа! Закатите губу обратно!

    • Облом не в том, что время для этого не пришло ( и в прежние времена долго добивались, а случилось после революционной смуты), а в том, что не могу сказать, что оно придет в каком то обозримом будущем. А поскольку никаких новых революционных потрясений нам не надо, то учитесь единоверцы искать подходы к правящим архиереям. Вон митрополит Георгий как внимательно книжку рассматривает — может и к нижегородским единоверцам повнимательнее и заботливее относится будет.

    • От всей этой длительной и многострадальной истории с епископом для единоверцев почему то вспоминается припев из прекрасной песни "Я люблю тебя, жизнь" -" все опять повторится сначала".

    • Сергий 985

      На днях проезжал мимо храма Покрова в Рубцово. Год назад или около было анонсировано, что храм и прихрамовая территория будет ремонтироваться и обновляться, будет восстановлен забор вокруг территории (вроде за счёт города даже — забор). На деле следов ремонта не видно, забор стоит такой же перекошенный, затянутый в сетку отчасти, выглядит жутко т.к. словно падает на тротуар.

      Все заглохло?

    • Иерей Алексий Гугливатый

      Сергий, чтоб что либо делать с памятником архитектуры хотя бы регионального значения — немало нужно посидеть над документацией и подготовкой — некоторые тратят ни один год на то. Поэтому тут торопиться нечего. Как и с вопросом о единоверческом епископате — много проблем, трудностей и еще нерешенных в самой среде единоверцев вопросов, что и никакой епископ их не разберет. Ко всему нужно подходить основательно.

    • протоиерей Иоанн Миролюбов

      За эту седмицу произошло многое. Было очень интересное и полезное общение. Почти все участники семинара поняли, что насущная задача — не епископ (кстати, он имеется в РПЦЗ МП), а Положение о старообрядных приходах. Этим и займемся.
      Иерей Алексий полностью прав — за попытку восстановления ограды без соответствующих документов нас год назад чуть не оштрафовали на 100 тыс. руб. Был суд, но обошлось. Сейчас документы готовятся. А "дом причта" с конференц-залом и гостиницей быстро восстанавливается, должен быть готов к концу года. Даже из троллейбуса видно.
      А кто во всем увидел облом — это дело личное. На мой взгляд, единоверческое движение за прошедшие дни получило очень сильный положительный импульс. Но об этом лучше спросить у участников семинара, а не у тех, кто "проезжал мимо".

    • На самом деле более важным представляется факт, что не исполняются решения собственного собора 1917-1918 гг. И не только в части единоверцев и в гораздо более важных областях.

      Возникает вопрос, который ставят многие современные публицисты — имеет ли вообще РПЦ МП (возникшая в 1943 году) какое-либо отношение к синодальной церкви?

    • протоиерей Иоанн Миролюбов

      А по-моему, так это "многие современные публицисты" явно показали свое лицо и обозначили стоящие перед ними задачи.

    • Сергий 985

      Хорошо, если всё на самом деле куда лучше, чем для проезжающих мимо. Только не на троллейбусе, а за рулём — возможно поэтому дальше забора разглядеть трудно.

    • Сергий 985

      За рулём троллейбуса тоже придётся смотреть на дорогу, не дальше забора.

    • На данном сайте периодически обостряется дискуссия по старообрядным (единоверческим) приходам. что само по себе и неплохо. Другое дело, что одни ерничают, а то и нападают, другие в ответ вынуждены давать "сдачу" и аппелируют к положительным моментам, третьи — хоть и затрагивают "неудобные" вопросы, но через призму понимания и сочувствия. И это вполне нормально. Вон у РДЦ и приходов в разы больше, и не только епископ, а Патриарх с митрополитами имеются, и Устав им, наконец, утвердили, а интереса к ним почти нет. О необходимости Положения о.Иоаан давно говорит, видимо, теперь дана отмашка. Вообще то с этого новое дело и начинают, но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Главное, чтобы "мощный положительный импульс" реализовался не только в Москве, но и в регионах.

    • Если бы в РПЦ МП хранили хотя бы малейшее уважение к преждебывшим соборам, то не потребовалось никаких комиссий, экивоков и телодвижений. И тем более высосанных из пальца "Положений". Все уже давно имеется и утверждено.

      Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о единоверии 22 февраля (7 марта) 1918 г.

      1. Единоверцы есть чада Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, кои, с благословения Поместной Церкви, при единстве веры и управления, совершают церковные чинопоследования по Богослужебным книгам, изданным при первых пяти Русских Патриархах, — при строгом сохранении древнерусского бытового уклада.

      2. Единоверческие приходы входят в состав православных епархий и управляются, по определению Собора или по поручению правящего архиерея, особыми единоверческими Епископами, зависимыми от епархиального архиерея.

      3. Епархиальные архиереи имеют такое же архипастырское попечение о религиозной жизни единоверческих приходов, как и о приходах православных (новообрядческих – ред.), при обозрении епархии посещают и единоверческие приходы к служат в них по принятому в единоверческих церквях уставу; также и единоверческие Епископы, ведающие по поручению епархиального архиерея единоверческими приходами, с его благословения посещают единоверческие и православные приходы и служат в последних по принятому в Православной Церкви чину, и дают правящему архиерею отчет по всей своей поездке.

      4. Единоверческие Епископы получают наименование (титул – ред.) по городу или иному населенному месту с единоверческим приходом, но не по таким, которые входят в титул правящего архиерея.

      5. Единоверческие Епископы участвуют на Поместных Соборах Православной Русской Церкви в числе, определенном Уставом Собора.

      6. Кандидаты в единоверческие Епископы избираются на собрании представителей единоверческого клира и мирян под председательством местного правящего архиерея, который и представляет акт избрания, со своим отзывом, на утверждение высшей церковной власти. Избранные единоверческие Епископы поставляются православными и единоверческими архиереями.

      7. При единоверческих Епископах существуют на общих основаниях Благочинные с Благочинническими при них Советами.

      8. В приходах существуют Приходские Собрания и Советь на общих основаниях.

      9. Все священнослужительские и церковно-служительские места в единоверческих приходах замещаются в общеустановленном церковном порядке по выбору приходских общин с утверждения единоверческого Епископа.

      10. В целях благоустроения и укрепления единоверия предоставляется единоверцам право для обсуждения вопросов о нуждах единоверия собираться на епархиальные, окружные и Всероссийские съезды. На окружных и Всероссийских съездах председательствует архиерей, указанный Святейшим Патриархом и Священными Синодом, а на епархиальных единоверческих съездах председательствует или местный единоверческий Епископ, по поручению правящего архиерея, или сам епархиальный архиерей.

      11. Все сношения с высшей церковной властью по делам единоверцев епархии ведутся чрез епархиального архиерея. Ходатайства об учреждении в той или другой епархии единоверческой епископии, с указанием средств на содержание её, вчиняются так же чрез местного епархиального архиерея.

      12. В единоверческих церквах и обителях должно строго сохраняться древнее пение и древний чин службы; начальствующее обителей и причты церквей не должны допускать изменения древнего чина.

      13. На общих торжественных служениях, устраиваемых по взаимному соглашению православных и единоверческих приходов, песнопения исполняются по чину тех и других приходов попеременно.

      14. Перечисление единоверцев в православные приходы, равно как и православных в единоверческие приходы совершается беспрепятственно, так как употребляемые единоверцами при богослужении книги и обряды тоже православны. Лица, переходящая из единоверческих приходов в православные и из православных в единоверческие, не должны подвергаться стеснениям

      Примечание. В случае просьбы не менее четырех пятых полноправных прихожан, единоверческие приходы с храмами перечисляются в православные и в них устанавливается Богослужение по чину, благословенному Собором 1667 г., и обратно — православные храмы и приходы перечисляются в ведение единоверческого Епископа и в них совершается служба по старопечатным книгам.

      15. При браках, когда один из брачующихся единоверец, а другой православный, венчание совершается в единоверческой или православной церкви, по взаимному соглашению.

      16. Дети единоверцев, при поступлении в православные школы и училища, и дети православных, обучаясь в единоверческих школах, беспрепятственно соблюдают уставы и обычаи своих приходов.

      17. При единоверческих церквах и обителях, где окажется возможным, открываются особые начальные и высшего разряда, а также и пастырская училища для воспитания в учащихся любви и привязанности к древнему укладу жизни, без хулы на общецерковный обряд, для подготовки учащихся в единоверческие училища и кандидатов в степени клира и для ознакомления с тем, как нужно вести борьбу с расколом.

      18. Единоверцы не освобождаются от сбора на общие нужды всей Православной Российской Церкви и епархии, а единоверческие причты на местные духовные учебные заведения и епархиальные благотворительные учреждения.

      19. Для единоверческих приходов, заявивших желание иметь единоверческих Епископов и указавших достаточные средства на содержание их и Канцелярии при них, с согласия епархиальных архиереев, учреждаются кафедры единоверческих Епископов в епархиях: Петроградской — Охтинская с местожительством для Епископа в г. Петрограде, в Нижегородской епархии — Павловская с местожительством для Епископа в с. Павлове, в Уфимской епархии — Саткинская с местожительством для Епископа в Златоустовском Воскресенском единоверческом монастыре и в Тобольской епархии — Тюменская с местожительством для Епископа в г. Тюмени.

    • И давно утвержденное требует внесения изменений и дополнений, например, п.19, да и другим не помешает более глубокий анализ применительно к нынешним условиям. Во избежание категоричности следовало бы посмотреть пояснительную записку к проекту Положения и первое заключение Юридической службы Патриархии, поскольку сам проект, видимо, пока еще "сыроват" и нуждается в доработке. А потом предстоит масса согласований до представления на высший уровень, т.к. в РПЦ такая же бюрократическая "кухня" со всевозможными "подводными" течениями, как и в госаппарате.

    • Константин Краснов

      А вот комментарий Кураева мне понравился:

      "А я вот представляю, как "новый архиерей будет объезжать все просторы нашей святой Руси". На самолете, а потом на машине. Причем машину ему может предоставить правящий архиерей обычной местной епархии.
      По сути митрополит поставил жесткий диагноз своим собратьям-епископам: те не привыкли ни с кем договариваться, ни в чем уступать, зато так привыкли быковать, что не допустят приезжему епископу управлять одним процентов своих приходов. Им их амбиции важнее духовного устроения нескольких сот человек.
      Кроме того, нечто неожиданное говорят слова митр. Илариона и об уровне управляемости епископата РПЦ из патриархии. В конце концов, неужто на соборе нельзя определить форму взаимодействия старообрядного епископа (очевидно, патриаршего викария) с обычным?
      А как же ставропигиальные монастыри? Они же тоже не подчиняются местным епископам."

    • протоиерей Иоанн Миролюбов

      Смотря каких. И это применительно не только к о. Андрею. "Неча на зеркало кивать, коли рожа крива". Это и о старообрядцах, и о единоверцах в частности. Свое лицо надо создавать, чтобы от него не бегали.

    • Сергий 985

      Как раз единоверие Кураев весьма "жалует", потому что про обряды внешние, а так же тексты и дореформенные какие-то церковные традиции он весьма и сейчас и ранее позитивно отзывался. Например даже есть его выступление, где он прямо говорит, что считал бы правильным возврат к двуперстию как более точному выражению нашей веры.
      А вот как раз душный буквализм Кураев и критикует, когда ввиду некой необразованности или ещё каких заблуждений второстепенное наделяют силой первостепенного, не могут взвесить все детали правильно и поэтому наделяют каждую деталь полномочиями блок-фактора благодати. Вот это как раз тоже весьма обще для Кураева и единоверия.

  3. Сергий 985

    > Мы, братья, еще не созрели для того, чтобы выбирать

    Бгг. Тогда уж и Патриарха следующего пусть назначают, а не выбирают)

    • Игорь Львович

      Неужели в РПЦ есть умные люди, которые понимают, что единоверцы это исторические реконструкторы?
      Не могу поверить, но это факт.

    • протоиерей Иоанн Миролюбов

      Почему быть историческим реконструктором хуже, чем реконструктором неисторическим?

    • иерей Иоанн Севастьянов

      2000 лет прошло, а еще не созрели даже для того, чтобы епископа выбрать.
      Что то не так в такой системе созревания…

    • Вообще то датой учреждения единоверия принято считать октябрь 1800 года, так что пока еще 217 лет только прошло.

    • протоиерей Иоанн Миролюбов

      Во-первых, епископов выбирали далеко не всегда (это скорее особые случаи), вернее бы сказать, что к мнению паствы прислушивались, и то только время от времени. Во-вторых, последние 100 лет никак не способствовали появлению поколения сознательных выборщиков. Люди до сих пор не знают, с какой стороны в храм заходить и что там есть какие-то правила поведения. Им только епископов и выбирать.
      Да и наверное у старообрядцев-поповцев есть много кандидатов в епископы. Там есть из кого выбирать?
      У единоверцев пока дело хуже, с кандидатами плоховато.

    • Глеб Чистяков

      Имеется достаточное количество исторических материалов посвященных избранию епископов в древности.
      Что касается современной ситуации в Русской Православной Церкви, то я бы не назвал ситуацию там совершено безнадежной.

      За 25 последних лет креститься, кланяться и заходить в храм там научили. Так что расписываться в полной беспомощности еще рано.

      Вполне можно использовать списочный состав общин (или тех, кто ходит в храм более 10 лет). На собрании этих членов общины выбирается один делегат. Плюс настоятель храма. Вот вам два делегата от общины на епархиальный съезд. Подобные делегаты епархиального съезда (духовенство, представители монастырей + миряне-прихожане с 10 летнем стажем) очень хорошо знают, кто в епархии пользуется авторитетом и уважением и вполне осознанно могут сделать свой выбор. Причем, этот выбор своего местного кандидата будет гораздо более осознанным и серьезным, чем назначение синодом какого-нибудь молодого карерного епископа выходца из Почаевской лавры.

    • протоиерей Иоанн Миролюбов

      Имеется и достаточное количество исторических материалов посвященных не избранию, а назначению епископов в древности. Про наше время Вы и так всё знаете.
      Егда приспе время, всё решится. Так или несколько иначе.
      В целом, дискуссия о единоверческом епископе пустовата и надуманна. Сами единоверцы (почти все) хорошо поняли, что не с этого надо начинать. Есть другие важные нерешенные вопросы.

    • Сергий 985

      Кругом тренд на отказ от выборов. Чего от церкви-то ждать? От любой власти требуется предсказуемость, управляемость и т.п. Зачем патриархам-митрополитам нужны в правлении навально-кураевы которые обязательно получат в случае выборов свои места (я за Кураева проголосую!). Это с одной стороны.

      С другой стороны. Чтобы осознанно выбирать епископа, или даже попа на приход — надо достаточно активно и тесно всем этим жить. Не просто ходить на службы когда сложится, пусть даже не редко, но именно сеансами: пришёл, помолился, исповедался, причастился, пожертвовал — и всё, сессия закрыта до следующего визита. Надо постоянно жить частью своей жизни в церкви, общине, вариться там, быть в курсе событий, новостей и т.п. Это для единиц. У остальных кроме церкви всего хватает.

    • Сергей Хохлов

      Как бы ещё церковь через 100 лет не сошлась к двоеперстию.к единому согласию.но я уже не увижу.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля