В России не так и много храмов, освященных во имя святых апостолов Петра и Павла — в лучшем случае по одному на епархию. На Урале такой храм есть — правда, находится он в такой глуши, что гости туда практически не добираются. Каким же было удивление горстки местных прихожан, когда на престольный праздник к ним в марийское село Русская Тавра приехали не только окормляющий их храм протоиерей Иоанн Устинов, но и еще два священника и несколько десятков прихожан из самых разных уголков Уральской епархии!
Русская Тавра… От Екатеринбурга около трехсот километров. Примерно столько же от Перми. До Челябинска совсем далеко. Ближе всего — Башкирия, регион, который не особо богат на присутствие в нем старой веры ревнителей. Глухая деревня, равнины да холмы и бесконечные поля. Южные рубежи Уральской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви «бережет» храм во имя святых верховных апостолов Петра и Павла. Прихожан здесь даже в воскресный день по пальцам руки перечесть. На вечерне в субботу молятся по двое, редко когда кто-то третий зайдет. В прошлые годы престольный праздник здесь традиционно собирались отметить Петры и Павлы из уральских приходов, с Пристани приезжал протоиерей Иоанн Устинов, набирался клирос…
Кто бы мог подумать, что нынче — впервые после освящения храма семь лет назад — здесь соберется столько людей. Ждали, но не ожидали и сами тавринцы. Когда с пятницы стали собираться гости, изумлению их не было предела. Кроме отца-настоятеля, приехали сюда отец Георгий Гусев, настоятель храма в селе Менделеево Пермского края, отец Сергий Сусоров, настоятель храма во имя Воздвижения креста Господня в Сызрани. Им помогали в совершении торжества чтецы Илия Устинов и Георгий Заколюкин.
И потому престольный праздник в не забытом Богом селе проходил, возможно, гораздо торжественнее, чем с десятком священников в крупном городе. Радости местных прихожан только прибавилось, когда к праздничной вечерне из Екатеринбурга прибыл целый автобус с паломниками — это именинник Петр Кузнецов постарался!
— К кафизмам храм был полон, — рассказывает Илия Устинов. — Клиросы, как и должно быть, поделились на мужской и женский.
Среди гостей было много молодежи — то, о чем в этой общине христианам приходится лишь мечтать. А уж в воскресенье народ в храме не помещался — людей, конечно, было много, но дело не только в этом: деревенский храм сам по себе компактный, на большой-то приход и не рассчитан! И потому гостям — в тесноте, да не в обиде — стоять приходилось в притворе, на паперти и даже на улице.
В этот день многие местные жители — кстати, далекие от православия — пришли посмотреть на торжество. А вера, которая тихо тлеет в сердцах некоторых из них, в этот день, кажется, вспыхнула неожиданно для них самих.
Как водится, после литургии был совершен молебен с освящением воды и крестный ход.
А после службы отец-настоятель поздравил именинников с днем Ангела —ими в этот день были Петр Уарович Кузнецов и уже знакомый читателям портала «Русская вера» Павел Антонович Курищев, который, конечно же, приехал в Русскую Тавру с супругой Любой. После этого все прихожане смогли приложиться к мощам святых преподобномучеников Константина и Аркадия, шамарских чудотворцев, рака с мощами которых стоит здесь уже несколько лет с тех самых пор, как молитвенную просьбу от тавринцев получил протоиерей Михаил Татауров из поселка Шамары. И, конечно, он тотчас откликнулся на нее.
Гости — многие старообрядцы впервые оказались здесь — долго общались за праздничным столом, а потом с радостью прогулялись по селу. Исторически оно не было старообрядческим, но, наравне с марийцами, здесь в свое время поселились и русские, часть из которых верили по-старому. Одним из них был дальний предок Антонины Ситник — женщины, которая однажды бросила работу в большом городе и приехала на историческую родину, чтобы с нуля построить храм. Даниил, ее прапрадедушка в четвертом поколении, был настоятелем церкви Иоанна Златоуста в этом же селе.
Антонина Степановна надолго стала попечителем строящегося дома Божия и председателем общины — и довела дело до конца! Кстати, уже тогда куцей общиной решили они, что храм должен стать Петропавловским.
Конечно, она с радостью участвовала в этот день в общем торжестве, которое вряд ли кого-то оставило равнодушным…
Фото Илии и Александры Устиновых
На первой фото протоиерей Иоанн Устинов в головном уборе который почти никогда не вижу на старообрядцах и который часто виден на новообрядцах. Что это за головной убор и насколько он в староверии вообще приемлем?
Это протоиерейская митра (по-другому шапка). Вполне приемлема в староверии у протоиереев). Надевается в определенные моменты Богослужения.
Вот только старинная форма этой шапки иная, без "распухшего" верха … и фамилия батюшки из Сызрани конечно Сусоров,а не Лебедев.
Меня и смутил "распухший верх" — только у новообрядцев такие видел.
Это копия турецкого тюрбана, которая через омусульманиных греков пришла на Русь.
И пришла на Русь до раскола, раз старообрядцы носят и не сгорают? :)
Фамилию батюшки из Сызрани исправили. Бывает, авторы ошибаются:) Благодарим за бдительность.