Древнерусские апокрифы

Спустя более чем сто лет после первого издания, в свет выходит один из самых интересных трудов по древнерусской книжности, принадлежащий историку литературы Ивану Яковлевичу Порфирьеву «Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях». Произведение, подготовленное издательством «Индрик», состоит из теоретической части и публикации текстов древнерусских апокрифов, которые представляют собой исследование, в котором подробно освещена история изучения апокрифической литературы, сделан анализ особенностей жанра христианского апокрифа, выявлены источники ряда сюжетов и мотивов.

Данное издание является продолжением первого сборника И. Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях», изданного в 1872 г.  в Казани, за который автору была присвоена степень доктора богословия.

Имя Ивана Яковлевича Порфирьева (1823-1890) — исследователя средневекового рукописного наследия, издателя памятников древнерусской словесности, достаточно хорошо известно специалистам по истории древнерусской книжности.

Родом он был из Вятской губернии, отец его служил в священническом сане. В 1848 г. Иван Яковлевич окончил Казанскую Духовную академию, где и впоследствии работал преподавателем на кафедре русской словесности; там же в 1859 г. он получил звание профессора. В 1873 г. он был избран членом-корреспондентом по Отделению русского языка и словесности Российской Академии наук.                                                  

В историю русской литературы И. Я. Порфирьев вошёл как автор «Истории русской словесности», а также таких замечательных литературных трудов, как: «Устная народная и книжная словесность до Петра Великого», «От Петра Великого до Екатерины II», «Литература в царствование Екатерины II».

И. Я. Порфирьев с семьейОднако свои главные научные интересы Порфирьев сосредоточил в области изучения литературы русского средневековья, памятников житийного характера, апокрифических и религиозных сочинений.

В 1855 г. в Казанскую Духовную академию было доставлено рукописное собрание библиотеки Соловецкого монастыря, которое содержало многочисленные, но малоизвестные научному сообществу древнерусские книги. С этого времени основным занятием Ивана Яковлевича становится изучение, описание и издание рукописей Соловецкого собрания.

Поскольку Порфирьев был одним из главных членов комиссии по описанию соловецкой коллекции, он  издал в журнале «Православный Собеседник» следующие памятники древнерусской письменности: «Три послания Игнатия, митрополита Тобольского» (1855 г.), «Просветитель преподобного Иосифа Волоцкого» (1855-1857 г.г.), «Молитва на всю седмицу, святого Кирилла, епископа Туровского» (1857 г.), «Сказание преподобного Нестора о житии и убиении благоверных князей Бориса и Глеба» (1858 г.), «Сочинения Максима Грека» (1859-1862 г.г.), «Сказание о блаженном Петре, царевиче Ордынском» (1859 г.), «Слово в похвалу преподобного Зосимы и Савватия Соловецких» (1859), «Житие преподобного Елеазара Анзерского» (1860 г.), «Несколько поучений Фотия, митрополита Киевского» (1860-1861 г.г.), «Послание Филофея, старца псковского Елеазарова монастыря, к дьяку Мисюрю Мунехину» (1861 г.).  

В 1869 г. в «Православном собеседнике» Порфирьев опубликовал работу «Апокрифические сочинения в древней письменности», положившую начало целой серии публикаций по этой теме. Первые древнерусские апокрифы возникли еще в иудейских сектах самаритян, ессеев (от греческого «апокрифос» — скрытый, сокровенный), сочинения, трактующие о предметах, содержащихся в Священном Писании, но не признанные за богодухновенные и запрещенные Церковью. В раннехристианское время появились иудео-христианские и христианско-языческие апокрифы, почитавшиеся в еретических группировках равными каноническим книгам Священного Писания. Уже с первых веков христианства апокрифическая литература на разных языках (греческом, латинском, сирийском, коптском, еврейском) получила очень широкое распространение.

Китовра́с — мифическое существо в древнерусских апокрифахС крещением Руси и приходом кириллической письменности вместе с другими переводными произведениями пришли и апокрифы, которые сразу же заняли прочное положение в древнерусской литературе, несмотря на существование ряда факторов, явно призванных задержать их распространение. Книги, как правило, переписывались монахами под наблюдением игуменов или в княжеских скрипториях, где переписчиками опять-таки являлись черноризцы. Тем не менее, апокрифы распространялись, если не письменно, то устно, в былинной или песенной формах, оказывавшихся еще более доступными и легко запоминающимися для народа.                

Причиной того огромного интереса, который вызывали апокрифы, является то, что они, впитывая в себя в разных странах элементы сказочного и мифологического, представляли собой своего рода христианскую мифологию, которая соответствовала уровню мышления людей, недавно пришедших в христианскую веру, а также давно обращенных, но мало культурных масс.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля