23 июня 2015 года в Московской духовной академии прошла защита магистерской диссертации А.В. Дементьева «Праздничное богослужение и система роспевов в литургической традиции Выго-Лексинского старообрядческого общежительства». Автор признан достойным степени магистра.
Андрей Дементьев — выпускник МДА 2012 года, в 2008-2013 гг. — сотрудник Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции и причетник храма Покрова Богородицы в Рубцове в г. Москве (РПЦ); с 2014 года и по настоящее время — головщик старообрядного храма преподобного Диодора Юрьегорскаго посёлка Куганаволок Пудожского района Карелии (Петрозаводская епархия Русской Православной Церкви).
Основным предметом исследования стал характер праздничного богослужения и, в особенности, указания на различные древнерусские роспевы, зафиксированные в текстах уставов, созданных в Выго-Лексинском старообрядческом общежительстве.
Работа состоит из трёх основных частей. В первой части изложены результаты систематизации около 35 различных источников, большинство из которых впервые были введены в научный оборот. Это позволило утверждать, что созданию выговского Устава предшествовало длительное изучение устоявшихся древнерусских богослужебных традиций и их сопоставление, в результате которого на Выгу появилась целая группа памятников, содержавших составленные здесь сравнительные уставные своды. Только создав такую источниковую базу на основе дореформенных печатных уставов, богослужебных книг и монастырских обиходников XVII в., выговцы начали фиксировать свою собственную богослужебную практику, что лежало в русле древнерусской традиции, как видно из самого факта существования монастырских обиходников и соборных чиновников, подобием которых можно назвать выговский Устав (под «выговским Уставом» в работе понимается весь комплекс уставных источников, созданных на Выгу для своих нужд).
В первой половине XVIII в., на раннем этапе существования общежительства, составлялись небольшие уставы для сложных случаев соединения нескольких праздников. Параллельно шло создание указателей почитаемых праздников и уставных чтений, которые постепенно развивались и дополнялись. Ко второй половине XVIII в. относится создание выговского Устава на период Великого поста, имеющего две основные редакции. После 1791 г. был создан «Типик сиречь устав… Данилова монастыря…», который содержит изложение общего порядка совершения богослужений и месяцеслов на весь год. Выговский Устав в целом содержит указания на такие подробности, сведений о которых мы не найдем в других богослужебных уставах Русской Церкви, что обуславливает его особое значение для литургической науки и практическую значимость.
Во второй части работы в Уставе Выго-Лексинского общежительства выявлена выработанная там собственная система степеней торжественности праздников. Эти указания на частные особенности богослужения связаны между собой и все вместе участвуют в формировании особой системы торжественности дней, выработанной в Выговском общежительстве. Такая роль отдельных составляющих богослужения при формировании иерархии праздников была присуща и древнерусскому богослужению, а в Выговском Уставе она получила уже своё дальнейшее органичное развитие. В ряд признаков, определяющих степень торжественности той или иной службы, были включены виды колокольного звона, наличие или отсутствие определенных разделов богослужения (канона на молебне перед часами и литии), степень участия в богослужении всей братии монастыря, использование церковной утвари (шитых пелен, свечей у икон). Указания на роспевы (ориентированные на конкретную певческую традицию, зафиксированную в круге поморских певческих книг) стали выполнять в формировании степени праздничности службы совершенно определенную функцию и оказались напрямую связанными с другими уставными особенностями богослужений. В результате выговская система иерархии праздников оказалась более дробной и гибкой, чем система, зафиксированная в печатных изданиях Иерусалимского устава: если выговская система включает до 15 различных степеней, то в печатных дореформенных Уставах их 6.
Выявление особой выговской системы торжественности праздников позволило осуществить переход к третьему этапу работы — анализу имеющихся в различных списках выговского Устава указаний на роспевы — одного из средств, определяющих степень торжественности. Рассматривая отдельными группами близкие друг другу источники, А.В. Дементьев каждый раз соотносил между собой указания для различных праздников в рамках одной степени торжественности. Это позволило выявить порядок исполнения большинства песнопений для каждой такой степени, а через это в итоге составить представление и о присутствующей в Выговском Уставе особой системе употребления различных роспевов. Эта система роспевов устанавливает связь между наиболее существенными сторонами древнерусского богослужения: его точным соответствием нормам богослужебного устава и практическим способом совершения. Существование такой системы доказывает, что богатство древних одноголосных мелодий — не просто набор не зависящих друг от друга произведений распевщиков.
Каждое песнопение в своей конкретной мелодической форме является органичной и неотъемлемой частью богослужения и раскрывает его общий смысл и структуру. Таким образом, становится очевидно, что каноничные, традиционные средства вполне достаточны для того, чтобы создать полноценную богослужебную систему, и никакие чуждые средства «расцвечивания», нашедшие своё применение в позднейшее время, не требуются.
В рамках Выговского Устава система роспевов имеет приложение к конкретным условиям того или иного храма (часовни) и может отличаться степенью сложности своего воплощения на практике силами хоров. В то же время эти различные варианты системы роспевов объединяет общность следования принципу иерархичности (чем торжественнее праздник или отдельная часть богослужения, тем больше степень их распевности) и используемые средства (древнерусские певческие стили, способы исполнения). Эти достижения выговского Устава продолжают линию развития богослужебной традиции Русской Церкви и потому обязательно должны найти достойное место в современной практике православного богослужения. Подчиняя богослужебное пение уставу, делая его средством реализации заложенного в уставе порядка и духа богослужения, мы тем самым сможем сделать нашу сегодняшнюю певческую традицию подлинно отвечающей своей главной задаче — помогать молиться.
Результаты исследования А.В. Дементьева в полном виде изложены в трёх статьях, текст которых можно найти на сайте www.oldrpc.ru.
Комментариев пока нет