Католическая церковь в мае 2016 года подняла вопрос, могут ли женщины становиться диаконами. Создана специальная комиссия для его решения, которая в том числе собирается изучать роль женщины в становлении и истории Католической церкви. А как на институт женщин-диаконисс смотрит РПЦ? Об этом корреспондент «Российской газеты» побеседовал с настоятелем храма святой мученицы Татьяны при МГУ, известным священником РПЦ Владимиром Вигилянским.
По словам отца Владимира, в Православной церкви по-разному относятся к возможному восстановлению когда-то свободно существовавшего в древности института диаконисс.
— Я настоятель храма святой мученицы Татьяны, а она как раз была диакониссой, — объясняет отец Владимир. — Это во многом определяет и мою позицию. В моем лице вы напали на представителя того меньшинства, которое считает служение диаконисс нормальным и относится к этому хорошо, — уточняет протоиерей Владимир. — Большинство же более осторожно. Многие полагают, что восстановление чина женщин-диаконисс может разделить церковь, поэтому в этом вопросе надо быть внимательным и не рубить с плеча. Но я считаю, что у нас хоть чин и не восстановлен, но по сути женщины в церкви часто делают работу, связанную с диаконским служением. Только они не «Паки и паки» произносят, а организуют помощь больным и неимущим, уборку храма, надлежащее смотрение за всем, что в храме происходит, украшение его цветами, сохранение красоты обряда и т. п.
Для любого человека, серьезно знакомого с историей и жизнью церкви, диакониссы не являются чем-то удивительным. Упоминание некоей диакониссы Фивы встречается еще в Послании апостола Павла к Римлянам (Рим 16,1-2). Многие также читали знаменитые «Письма диакониссе Олимпиаде» святителя Иоанна Златоуста.
На рубеже первого и второго тысячелетий институт был утрачен. Но в начале XX века поборницей восстановления чина диаконисс стала великая княгиня Елизавета Федоровна. Основанная ею Марфо-Мариинская обитель была населена не столько монахинями, сколько диакониссами, и одежду как милосердницы и помощницы больным и нуждающимся они носили белую. «Великое начинание в Москве» — назвал свою статью об основании Марфо-Мариинской обители известный философ Василий Розанов.
— Все они, от мученицы Татьяны и диакониссы Олимпиады до великой княгини Елизаветы, занимались обустройством — часто чисто женским — жизни общины и храма, — отмечает протоиерей Владимир Вигилянский.
По его мнению, такие институты не возрождаются постановлениями и реформами, но все устраивается постепенно, «и нам сегодня обсуждать эту тему совершенно не зазорно». Нужно ли восстанавливать чин диаконисс, в конце концов должен решать церковный народ.
— В Католической церкви институт диаконства ослаблен, диаконы там служат лишь с архиереями, а не со священниками, — рассказывает о. Владимир. — В Православной церкви этот институт более развит, и диаконов больше. Но это не обязательное служение у престола. Чин диаконисс, на мой взгляд, у нас может быть восстановлен как общественное церковное служение.
Источник: ww.rg.ru
А получается если восстановить диаконов-женщин, то и в алтарь им будет можно заходить?
В старообрядчестве чин дьяконисс де-факто восстановлен уже давно, так как есть много общин где службы ведут бабушки.