2 декабря в конференц-зале гостиницы «Загреб» Саратова прошла научно-практическая конференция «Духовное наследие староверов в русской культуре», посвященная 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума. Инициатором и организатором конференции выступила Саратовская старообрядческая Поморская община. В мероприятии приняли участие представители научного и религиозного сообщества, публицисты, сотрудники музеев.
Перед собравшимися с приветственным словом выступил председатель программного комитета конференции, кандидат исторических наук, доцент ВАК Евгений Ардабацкий. Он отметил достойный уровень докладчиков и уважаемый состав слушателей.
Аввакум — одна из ключевых фигур русской истории и культуры, он является выдающимся писателем, одним из основоположников новой русской словесности и сохранять память о нем — долг каждого культурного человека, — сообщил Евгений Ардабацкий.
После торжественного открытия Ардабацкий зачитал присутствующим фундаментальный доклад на тему «Старообрядчество в Российском законодательстве XVIII — начала XX веках: от гонений к уравниванию в правах». Докладчик сообщил, что тему научного доклада выбрал по личным мотивам. Оказалось, что мать и он сам крещены в соответствии с традициями староверцев. Изучая старообрядчество в Саратовской области, Ардабацкий решил рассмотреть земельное законодательство в отношении староверов, а также выяснить, как относились к старообрядцам со времени царя Алексея Михайловича.
По мнению Ардабацкого, враждебность к старообрядцам со стороны власти на многие столетия была заложена в Соборном уложении 1649 года. Первая статья документа раскрывает жестокость по отношению к ним: к староверам применяли пытки, а также их казнили через сожжение. «Двенадцать статей» царевны Софьи, в котором определены различные степени наказания для старообрядцев и их пособников, Ардабацкий охарактеризовал как «предтеча большевизма». По этим законам все имения староверцев продавались, а выручка с этого шла на содержание сыщиков, действующих против инакомыслящих. Эти гонения усиливали раскол русского народа. Также докладчик отметил, что у Петра Великого к староверам было рациональное отношение. Они должны были платить двойную подушную подать. После окончания Северной войны в 1721 году царь занимался внутренними государственными делами, он стал жестче к ним относиться. В 1722 году люди старой веры должны были носить специальную одежду, их нельзя было брать в свидетели на суде, они не могли свободно переселяться. По мнению Евгения Ардабацкого, с этого периода в России стали поощрять доносительство: люди принялись заявлять в полицию на староверов и получать за это прибыль.
Больше всего во времена дворцовых переворотов старообрядцам досталось от императрицы Анны Иоанновны, которая окружила себя «зловещими фигурами» Бирона, Миниха, Остермана. Деньги на содержание двора при ней «выколачивались из народа», в том числе и со старообрядцев, которые были вынуждены платить подушную подать в двойном размере. Ардабацкий назвал императрицу Елизавету Петровну «последней из Романовых». При ней к старообрядцам относились также строго, как и при отце.
Временное улучшение люди старой веры почувствовали при Петре III, поэтому старообрядцы восстали при правлении императрицы Екатерины на стороне Емельяна Пугачева, который именовал себя царем. По словам выступающего, самый пик жестокости над старообрядцами приходится на 1830-е годы при Николае I, когда детей у староверов забирали и отдавали православным родственникам, раскольников отправляли в Сибирь.
Император Александр II создал комитет по делам староверов, который рассматривал расширение их прав. При императоре Александре III начались первые шаги по реабилитации старообрядцев, им начали выдавать паспорта, разрешили торговать, заниматься иконописью, занимать общественные должности, исполнять публично молитвы. Следующий царь Николай II 17 октября издает манифест, по которому старообрядцы уравниваются в правах со всеми православными.
Сколько лет должно было пройти после протопопа Аввакума, после всех этих жестокостей, которое творило государство вместе с церковью. Власть поняла, что русские люди должны быть едины. Нельзя вот этих разделений делать. Эти люди (старообрядцы — прим. ред.) не совершили никаких уголовных преступлений. Мы должны приветствовать этих людей, которые сумели сохранить в себе и передать потомству вот эту веру. Это и есть жизнь русского народа, которая сохраняется несмотря ни на что, — подытожил Ардабацкий.
На научно-практической конференции также выступил доктор филологических наук Александ Фокеев, который подготовил доклад об основном труде протопопа Аввакума «Житие». По его словам, новаторство этого произведения заключается в том, что оно носит цельное жизнеописание, а не публицистику. В своем докладе Фокеев затронул психологические и этнографические нюансы «Жития».
Кандидат филологических наук, доцент ВАК, преподаватель СГУ имени Н. Г. Чернышевского Елена Киреева поделилась с собравшимися материалом, собранным на родине протопопа Аввакума в населенном пункте Григорово в Нижегородской области.
Несмотря на такой огромный перерыв память о нем в народе живет. Хотя истовых старообрядцев осталось мало. Люди старенькие по немощи молятся только дома. В этих местах люди хоть и строгие, но русские. Я почувствовала там другой дух новгородской вольницы. Когда я приехала в Саратов, то почувствовала, что это другая земля, — поделилась она.
По итогам конференции будет подготовлен электронный сборник тезисов. Все доклады записаны на видео и будут размещены для ознакомления.
Источник: nversia.ru
Сергей:
Что ли в Саратове нет согласия у хранителей Веры для совместного проведения подобных конференций?
Что ж вам Серёжа опять не нравится-то? Провели и прекрасно.
Огорчает отсутствие взаимодействия между согласиями старообрядцев г.Саратова даже при проведении подобных мероприятий — несущих правду о вере православной.
Что ли в Саратове нет согласия у хранителей Веры для совместного проведения подобных конференций?