Иконы XIV — XIX веков из частного собрания представлены в Третьяковской галерее

В Инженерном корпусе Третьяковской галереи открыта выставка «Жизнь и чудо. Иконы XIV–XIX веков из частного собрания». Проект знакомит посетителей с одним из важнейших явлений русской культуры Средневековья и Нового времени — житийной иконой.

Выставка «Жизнь и чудо. Иконы XIV — XIX веков из частного собрания»

На выставке представлены иконы из частной коллекции Александра Шарова, которые он собирал в течение длительного времени. По мнению куратора выставки, заведующей отделом древнерусского искусства Третьяковской галереи Елены Саенковой, экспозиция позволит дополнить знания историков о духовной жизни России XIV-XIX веков.

Коллекционер Александр Шаров

Выставка произведений из частного собрания — особый жанр, который в последнее время становится востребованным и привлекает к себе все больше внимания, особенно — тех зрителей, которые уже хорошо знакомы с шедеврами русского искусства, представленными в крупных отечественных музеях. Такая выставка всегда позволяет открыть для себя что-то редкое, обычно скрытое от посторонних глаз, и получить новые впечатления. На сей раз это возможность увидеть сразу более семидесяти русских икон XIV–XIX веков, многие из которых ранее не выставлялись, другие же были расчищены от поздних записей незадолго до нынешней выставки. Некоторые иконы приобретены на зарубежных аукционах или у европейских коллекционеров. Сейчас они вернулись на родину после длительного пребывания в Европе. 

Святитель Афанасий Александрийский, с житием. Первая четверть XVII века. Сольвычегодск (?)

Большинство показанных на выставке произведений — это житийные иконы святых, то есть иконы, на которых вместе с образом самого святого в отдельных сценах представлен рассказ о его жизни и чудесах. Такие сцены располагаются по сторонам от центрального изображения — на фоне или на полях иконы в отдельных клеймах, что предполагает их последовательное рассмотрение, подобное чтению книги.

Святитель Никола Чудотворец, с житием (Никола Великорецкий). Середина XVI века. Москва

Иконописцы ориентировались на различные редакции житийных текстов, где редкие исторические сведения соединялись с апокрифическими преданиями и народными верованиями, а повествование в целом имело, как правило, устойчивую каноническую схему. Жития и житийные циклы в иконах были призваны, с одной стороны, представить путь святых к Богу как образец для каждого христианина, а, с другой — засвидетельствовать о той сверхъестественной силе, которая была дарована христианским подвижникам в награду за чистоту и стойкость в вере и подтверждалась их прижизненными и посмертными чудесами.

Великомученица Параскева Иконийская, с житием. Конец XVI — первая четверть XVII века. Псков (?)

Такие свидетельства позволяли верующим обращаться к святым с просьбами о заступничестве перед Богом, о помощи и покровительстве в повседневных делах. Последнее с особой силой проявилось в русской народной традиции, когда земледельцы просили сурового ветхозаветного «громовержца» пророка Илию о прекращении засухи и даровании дождя, а скотоводы почитали своими покровителями святителей Спиридона Тримифийского и Власия Севастийского, мучеников Флора и Лавра.

Илия Пророк в пустыне, с житием. Третья четверть XVI века. Средняя Русь

Особую помощь, как считалось, святые оказывали тем людям, которые были названы в их честь, — так возникла традиция основывать посвященные своим небесным покровителям храмы и заказывать иконы тезоименитых святых. Представленный на выставке образ святителя Афанасия Александрийского третьей четверти XVI века, как предполагают исследователи, мог быть исполнен по заказу вологодского наместника Афанасия Ивановича Вяземского для небольшой церкви святителя Афанасия, построенной им на Старой Торговой площади в Вологде.

Святитель Афанасий Александрийский, с житием. Третья четверть XVI века (1565-1570 ?). Вологда

Наряду с иконами широко почитавшихся на Руси пророка Илии, святителя Николы Чудотворца, великомучеников Георгия, Димитрия и Никиты, мучениц Параскевы, Варвары и Анастасии, на выставке есть и достаточно редкие образы святителя Тихона Амафунтского, известного византийского гимнографа преподобного Иосифа Песнописца, мучеников Виктора и Внифантия и др. 

Чудо Георгия о змие. Вторая четверть XVI века. Новгород

Особый раздел выставки посвящен спискам с чудотворных икон Пресвятой Богородицы, дополненных сюжетами из сказаний об этих иконах. Этот жанр получил широкое распространение в русской культуре, особенно в эпоху Позднего Средневековья и в Новое время. 

«Достойно есть». Середина XVI века. Средняя Русь

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (1)

  1. А Троицу письма А.Рублёва взяли и отдали из Третьяковки никонианам. Нас, старообрядцев, спросили? Хотя бы потому что это дораскольное русское духовное наследие! Не никонианское!
    Нет!!! Вот и весь сказ о том стоит ли м. Корнилию присутствовать на собраниях нечестивых.

    А может всё-таки госчиновники заручились молчаливым согласием Рогожского?

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля