Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции (РПЦ) приглашает всех желающих на очередное академическое мероприятие в рамках Историко-литургического семинара.
18 февраля 2016 г. священник Михаил Желтов (РПЦ) выступил с лекцией «Чин архиерейской литургии: свидетельство древнерусских источников». 31 марта 2016 года отец Михаил начал цикл лекций по истории чина Божественной Литургии и рассказал о главном христианском богослужении в ранней Церкви.
Следующая встреча пройдет в четверг 12 мая в 19.00. Отец Михаил расскажет о чине Литургии в Древней Руси со времени Крещения до XIV века (Студийский устав).
Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции (РПЦ) приглашает всех интересующихся историей, богословским содержанием и практическими аспектами служения Литургии.
Лекция начнется 12 мая в 19 часов по адресу: Бакунинская ул., 81/55, 2-й этаж (вход через книжный магазин Издательства Московской Патриархии). Ближайшие станции метро: Электрозаводская, Бауманская, Сокольники.
Вход свободный.
Да, непростая ситуация. Касательно ранних веков истории православной Литургии на Руси уже совершенно очевидно, что и антистарообрядческая полемика синодального периода и старообрядческая апологетика и публицистика подлинной картины в этом вопросе не представляли. Все оказалось гораздо более закручено и неоднозначно. Посмотрим, что выяснится конкретно по 17 веку и справе.
Всем, кто любит древнерусскую богослужебную традицию и вообще интересуется историей православного богослужения имеет смысл обратить внимание на этот цикл лекций — он очень интересен.
Уже были лекции по истории богослужения в древней Церкви (это буквально по крупицам воссоздается, потому что источников очень мало, но тем интереснее), и о том, как сложился в 4-8 вв. тот самый константинопольский (или византийский) чин Литургии, который потом приняла Русь: о его развитии, как он соотносится с другими древними богослужебными традициями, в частности с Иерусалимским богослужением, что повлияло появление в составе Литургии тех или иных моментов (например, антифонов, сугубой ектении и т.п.)
И хотя до Руси еще не дошли, уже начинаешь понимать истоки того, что произошло в 17 веке.
Лекция по архиерейскому богослужению в Древней Руси тоже была замечательна. Оказывается, можно восстановить порядок его совершения в 16-17 вв. с максимальной точностью.
С нетерпением ожидаю следующих лекций — как раз по истории Литургии на Руси — 10-14 вв., 17 век, и то, что после справы.
Есть некоторые основания думать, что одним старообрядцам тема просто напросто не интересна (что само по себе должно удивлять), а другим вовсе представляется опасной, т. к. подсознательно ощущается угроза тому, что понимается под основой веры и всего мироздания.
На самом деле, вл. Евфимий (Дубинов) епископ Казанский, председатель Совета благочинных РПСЦ занимается вопросами уточнения и восстановления дораскольных элементов Богослужения. В частности, Архиерейской Литургией. Однако думаю, он не в курсе лекций о. Михаила Желтова, как и о. Михаил Желтов не в курсе наработок вл. Евфимия. Так и живем.
"подсознательно ощущается угроза тому, что понимается под основой веры"
Возможно, что и так. Потому как выясняется, что традиция, сложившаяся к середине 17 века, и казавшаяся многим в те времена чуть ли не изначальной, прошла в своем становлении весьма крутые повороты — даже и на самой Руси, не говоря уже о Византии 4-9 веков.
Но такие опасения с их стороны напрасны, поскольку точное представление о сути проблемы дает и многие возможности для действия. Иначе же возникает капсулированность сознания и боязнь ставить глобальные вопросы.
"думаю, он не в курсе лекций о. Михаила Желтова, как и о. Михаил Желтов не в курсе наработок вл. Евфимия"
А у вл. Евфимия есть какие-нибудь публикации по этой теме? Было бы интересно узнать, как он ставит проблему восстановления этих элементов и на какие источники опирается.
И все же староверы, не обратившие внимания на лекцию о. Михаила об архиерейском богослужении, действительно многое пропустили. Потому что он рассказал о выявлении им нового источника, на который ранее не обращали внимание, и который позволит максимально аутентично восстановить настоящий древнерусский архиерейский чин.
При всем уважении, складывается впечатление что так называемая "справа" выдумана находу одним человеком… а то что она была необходима, ввиду ошибочных переводов никто и никогда не рассматривал, ведь что древнее то и дай…
Вопрос "справы" это отдельная тема. И возникла она более 100 лет до Никона.
А вот изменение чина Литургии еще до Никона — очень интересно. В частности, — архиерейской.
При всем уважении к вл. Евфимию, о. Михаил Желтов (прошу поправить фамилию в объявлении) — зав. кафедрой в общецерковной аспирантуре, его труды признаны научным сообществом. Литургика — не вчера возникшая наука со своей традицией и методологией. Кстати, именно "никонианские" литургисты фактически реабилитировали древний русский обряд. Хотя об этом мало знают старообрядцы, да и многие новообрядцы.