Открылся Центр русской старообрядческой культуры

В курганском селе Белоногово открылся Центр русской старообрядческой культуры. Центр создан в рамках муниципальной программы Куртамышского района «Развитие культуры Куртамышского района» на 2016-2020 годы на базе Белоноговского сельского Дома культуры — филиала Муниципального казенного учреждения культуры Куртамышского района «Районный Дом культуры». Он размещается в доме старообрядца, основателя села Вавилы Викуловича Белоногова.

Центр русской старообрядческой культуры в селе Белоногово

На праздник съехались гости из соседних сёл и городов. С виду это обычный бревенчатый дом с сине-бело-голубыми ставнями и палисадником. С трудом верится, что ему уже больше ста лет.

Дом построил в 1901 году местный житель старообрядец Вавила Белоногов, — рассказывает директор центра Анна Скоробогатова. — В последнее время он пустовал. Сельсовет взял здание на баланс. Мы решили воссоздать в нем обстановку и уклад жизни наших предков.

На открытии Центра

В избе три комнаты: горенка, горница и кухня. В горенке жили взрослые дочери хозяина с маленькими детьми. Посреди комнаты — зыбка (подвешенная к потолку колыбелька). У стены — старинная деревянная кровать. Рядом — сундучок для приданого, прялка, на полу — самотканые половики. В горнице молились, принимали по праздникам гостей. Самым оживленным местом в доме была кухня.

Зыбка

Детей старообрядцы воспитывали в трудолюбии и послушании. Никаких вольностей. Анна Скоробогатова сама из семьи староверов. Вспоминает, что за стол садились только все вместе. Во время еды нельзя разговаривать. Скажешь слово — получишь ложкой в лоб от отца. Мальчиков с малых лет учили хозяйствовать, брали в поле, в лес, на охоту и рыбалку. Сыновья были желанными детьми. С рождением сына семье выделяли несколько дополнительных десятин. Больше сыновей — больше земли.

Хозяева угощали гостей блюдами русской кухни

Центр создавали всем миром. Но главный организатор — Анна. Признается, правда, что вдохновил ее на этот подвиг собиратель и исследователь обычаев народов Курганской области фольклорист и этнограф Леонид Саверский. В начале 2000-х в селах Зауралья начали вспоминать народные обычаи. В Белоногово решили провести Петров день, обратились за помощью к Саверскому. Вот тогда и зародилась идея открыть Центр старообрядческой культуры.

Анна много лет собирает материалы о предках-односельчанах. Знает старославянский язык. Несколько раз ездила в Москву, изучила архивы, восстановила не только свою родословную, но и историю всего села, стала настоящим краеведом. По ее данным, село 300 с лишним лет назад основал крестьянин-старообрядец. Вслед за Белоноговым в селе нашли пристанище другие староверы. Их, преследуемых властями за свою веру, тогда много по лесам скиталось.

Старообрядцы были трудягами, держали много скота, не пили, не курили, не сквернословили, друг друга поддерживали, чужих в село не пускали. Жили зажиточно. В 1915 году в Белоногово насчитывалось 1725 человек. Почти каждый хозяин владел ветряной мельницей, скотобойней, кузницей. В селе построили маслозавод, молочный, дегтярный, кожевенный заводы. Не зря большинство старообрядцев попало в число раскулаченных в 1930-е годы. По данным Анны Скоробогатовой, из Белоногово выселили 116 семей. Хозяйка центра собирается издать о раскулаченных земляках книгу.

Наших белоноговских сразу узнают, — улыбается глава сельсовета Анатолий Большаков. — Как только скажешь откуда, кричат: «Двоедане приехали!» Так в народе называли старообрядцев. Петр I обложил их двойной данью. Дед у меня был двоедан, крутого нрава человек. Пока не помолюсь, за стол не посадит.

Некоторые обычаи и традиции старообрядцев в селе до сих пор сохранились. В Белоногово по-прежнему не любят бездельников, осторожно относятся к чужакам. Живут подсобным хозяйством. Есть свой дегтярный цех, выходит газета. А в новый центр культуры все чаще заглядывает молодежь: всем хочется знать свои корни. Белоноговцы надеются, что их очаг культуры заинтересует и туристов.

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (5)

  1. Сергий 985

    Опять центры культуры, туристы, матрёшка-балалайка, резьба по дровам и роспись яйца.
    А сколько у староверов семинарий и академий? Как поставлен процесс подготовки богословов? Вообще не ясно как теологическая подготовка происходит, как через 50 лет будут с никонианами, католиками и пастафарианцами диспуты проводить и обосновывать свою правоту против сильнейших еретических учений.

    • Иван Калашников

      Для 985 Сергия. В статье написано "…главный организатор — Анна…", Центр русской старообрядческой культуры создала одна женщина, честь ей и хвала. Хорошо, что ей помогли, с администрации района, но помощь-то видно небольшая, старый дом выделили, да денег на краску дали и вся видимо помощь, ну на открытие из района ансамбль привезли в русских сарафанах.

      Вопрос Сергия 985 мутный какой-то. "…Опять центры культуры, туристы, матрёшка-балалайка, резьба по дровам и роспись яйца. А сколько у староверов семинарий и академий? Как поставлен процесс подготовки богословов?"

      Как Анна Cкоробагатова все это потянет и семинарии и академии и процесс подготовки богословов запустит? Семинарии и Академии в развалюхе с банкой краской не откроешь для этого миллиарды нужны. Миллиарды правительство выделяет никонианцам, мусульманам и др. А для старообрядцев старого дома и банки краски достаточно пусть и этому радуются. Вот как то так получается по жизни. И у меня еще вопрос Сергей 985, а вы сколько лично Семинарий и Академий построили, по вашему посланию видно, что Центров культуры открыли не меряно.

    • Сергий 985

      А это не упрёк в адрес Анны которая всё делает правильно. Это укол в адрес старообрядчества которое традиционно недооценивает важность духовного образования. Просто тема подвернулась.
      А деньги у староверов все же есть, гранты получают например — материалы ни раз публиковались даже на РуВере. Однако, как-то не особо успешно ИМХО образовательные проекты идут. Вроде при митрополии пробовали какие-то запустить сайты с видосами, проповедями и всякими там прочими активностями, да и у МСДУ сайтец был. Посмотрел — там все затухло. А ведь и гранты были, и ресурс митрополии. Ну вы поняли в общем.

  2. Не о туристах надо мечтать, а чтобы сей "очаг культуры" реально способствовал развитию некоторых сохранившихся обычаев и традиций старообрядцев, а там и община, возможно, возникнет. А чьи они потомки — безпоповцев ?

    • В Курганской области только безпоповцы. На севере часовенные, в центре и в остальных районах поморцы.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля