Уральские старообрядцы прошли в «Бессмертном полку»: портреты фронтовиков несли внуки и правнуки, а некоторые даже запевали…

Всероссийская акция памяти «Бессмертный полк», ставшая неразрывной и важнейшей составляющей празднования Дня Победы в России, собирает все больше старообрядцев. После прошлогодних новостей об участии высокопреосвященного Корнилия, митрополита Московского и всея Руси, в шествии памяти в центре столицы, православные христиане приняли это как призыв к действию.

Клирошане храма РПсЦ г. Екатеринбурга Георгий и Юлия Нестеровы на акции памяти «Бессмертный полк»

Старообрядцы Екатеринбурга, впрочем, не нуждались в этих призывах и толчках — они ходят в составе «Бессмертного полка» уже несколько лет. Прихожанин местного Христорождественского храма Александр Смоквин с супругой Галиной и друзьями (кстати, не-староверами) ходит с портретами родных и близких «в обязательном порядке», поскольку считает, что иначе теперь и быть не может. Фольклористы Георгий и Юлия Нестеровы, клирошане храма РПсЦ в уральской столице, — также постоянные участники празднования Дня Победы. Они не только поют старинные казачьи песни в течение всего дня 9 мая на различных городских площадках, но и организуют собственный хор в рамках «Бессмертного полка», громко и ярко запевая «победные» песни с духовным колоритом в ожидании официального старта колонны.

Еще одна клирошанка Ольга Ефремовна Никонова, невестка священника-старообрядца из села Башкарка Горноуральского района Свердловской области Федора Никонова, замученного в годы советской власти, в своем почтенном возрасте в «Бессмертном полку» участвовать не может по состоянию здоровья. Однако это не помешало ее внуку Роману — скромному молодому человеку с пышной бородой, с ранних лет ставшему и прихожанином храма, и вслед за бабушкой — клирошанином, выйти в День Победы с портретом своего родственника.

…А я по традиции несу портрет своего прадеда Семена Петровича Кетова. У него еще жив сын Леонид, ставший последним носителем звучной уральской старообрядческой фамилии, но в свои 83 года уже не в силах пройти несколько километров. Поэтому у меня важная миссия — не только пронести табличку с фотографией Семена Петровича, но и после праздника показать Леониду Семеновичу фотографии с шествия, чтобы деда Леня знал: его папа погиб, но память о нем жива и по сей день. Да теперь уже и не «канет в лету».

Максим Гусев с портретом своего прадеда Семена Петровича Кетова

И как тут не вспомнить известного уральского деятеля Алексея Александровича Зыкова, председателя областной общественной организации «Семьи погибших воинов», с которым свела меня судьба лет десять назад, и который помог мне (но, куда важнее, что и всей семье Кетовых, которая в наши дни практически полностью истощилась) найти зацепки и, по сути, выяснить, какой стала судьба Семена Кетова, и где он нашел свое вечное упокоение. И супруга его Евфросиния, и дети Евгений, Никифор, Иван да Марья так и ушли в жизнь вечную, полагая, что их муж и отец пропал без вести. Как бы они удивились, узнав, что это совсем не так. Наверное, ровно также, как пару лет назад Леонид Семенович…

Опуская некоторые подробности, отмечу, что только благодаря Алексею Зыкову, стало известно, что у Семена Петровича есть медаль «За отвагу»! Вот что он сообщил мне, проведя свое небольшое расследование о моем прадеде:

Читаю Приказ по 1101 стрелковому полку 326 Рословльской стрелковой дивизии 3 Ударной Армии 2-го Белорусского Фронта от 18 ноября 1943 года № 020/н: «Наградить < … > пункт 6 Красноармейца стрелка 1-й стрелковой роты КЕТОВА Семена Петровича, отличившегося во время боя за деревню Осотки. Вместе с группой товарищей выдвинулся далеко вперед, принял на себя удар противника и нанес ему большой урон в живой силе! Будучи раненым, не покинул поле боя. Получив приказ командира уйти в санчасть, вытащил на себе тяжелораненого бойца.

По мнению Алексея Александровича, после ноября 1943 года, Семен, будучи раненым, «наверняка находился на излечении в своем дивизионном госпитале (медсанбате)». И вскоре вернулся в свою часть, и в очередном бою — 5 января 1944 года был убит… В деле есть сделанная от руки штабным работником схема расположения братского кладбища погибших бойцов 1101 стрелкового полка 326 дивизии возле дер. Передельники, где и упокоили 10 павших воинов, в том числе и Семена Петровича. В Псковской области, куда после 1956 года включили г. Невель, в книге памяти даны уточненные сведения о солдате. В частности, что погиб 5 января 1944 года и его имя есть на братской могиле в с. Трехалово. В стране после войны было затеяно перенесение останков воинов в укрупненные захоронения. Эта участь не минула и Передельники. А то, что он в нашей книге памяти по Туринскому району записан как пропавший без вести в 1945 году, объясняется просто: в армии был такой порядок (или беспорядок?): одна служба брала на учет что-то, не сообщая другой. И нестыковки приводили к парадоксам. В одном и том же полку и дивизии он мог числиться и как погибший, и как пропавший без вести.

…В День Победы портрет Семена Кетова, уроженца уральского села Пристань, вот уже в третий раз влился в строй «Бессмертного полка» в Екатеринбурге. И старообрядцев в этой безмерной людской реке наверняка было немало не только на Урале, но и по всей стране.

Фото автора и Георгия Нестерова

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля